Найти тему

Подготовка к производству аналоговой портативной рации

Часто спрашивают, почему подготовка к производству новых моделей портативных радиостанций занимает много времени.

Тут много причин - дело не только в длительности процесса выбора оптимальной схемотехники с учётом доступности применённой комплектации (крайне неприятно, если в ходе производства вновь разработанной радиостанции выяснится, что какую-нибудь необходимую микросхему невозможно достать - при разработке учитывается, в т.ч., не сняты ли требуемые радиоэлектронные компоненты с производства и доступны ли они на складах поставщиков).

В конструкции портативной аналоговой радиостанции чрезвычайно важно оптимальное взаимное расположение узлов в целях обеспечения электромагнитной совместимости - "неправильно" разведённая плата при одинаковой схемотехнике может (если вообще заработает) работать гораздо хуже "правильно" разведённой плат.

В отличии от цифровых конструкций (где разработчик вводит в программу схему и габариты платы, нажимает "кнопочку" и компьютер почти мгновенно выдаёт раскладку элементов на плате - и получившаяся конструкция, как правило, вполне работоспособна) - в разработке аналоговых конструкций такой метод не проходит, разработчик должен обладать очень высоким уровнем квалификации, необходимым для корректной раскладки элементов и узлов на платах компактной рации.

От ошибок не застрахован никто (например, одна из моделей айфонов переставала работать у левшей - сигнал сети пропадал, если взять смартфон в левую руку. Типичная ошибка, когда не обратили достаточного внимания на взаимное расположение узлов, встроенной антенны...).

Поэтому все выпускаемые нами радиостанции в ходе подготовки к производству тщательно проверяются - после выбранной схемотехники - на оптимальную компоновку/ расположение узлов (электромагнитная совместимость узлов), на стабильную работу в широком температурном диапазоне (особенно в "замороженном" состоянии - в нашей стране требуется стабильная работа в очень сильные морозы), устойчивость конструкции к ударам и сильной тряске (длительная работа на вибростенде), стабильность работу в широком диапазоне питающих напряжений.

Вот пример работы присланного ведущим разработчиком (разработчик работает в Москве, а наше производство - в Великих Луках) образца новой модели Штурман-128 при пониженном напряжении питания:

А вот один из этапов отработки конструкции новой модели портативной AM|FM cb радиостанции Штурман-90М (серийное производство которой должно начаться в апреле 2020г):

Один из этапов макетирования при разработке/ постановке в производство радиостанции Штурман-90М
Один из этапов макетирования при разработке/ постановке в производство радиостанции Штурман-90М

Так же большое внимание уделяется правильной настройке (с учётом "земли" рации и влияния - за счёт емкостной связи - руки оператора) и характеристикам (резонансному усилению по частоте) применённых штатных компактных антенн.

А вот проверка качества модуляции(в ходе постановки производства) модели Штурман-90 (производство которой началось в конце октября 2019г и на сегодняшний день являющегося флагманом линейки радиостанций, производимых КБ Беркут):

Рации диапазона 27 МГц с AM/FM модуляцией могут пригодиться как в машине на трассе - для связи с дальнобойщиками (С15е, 27,135 МГц, АМ), так и в условиях плотного леса и перепадов высот (обеспечивая в таких условиях - при адекватных параметрах приёмо-передающего тракта и применённых антенн - более высокую дальность и стабильность радиосвязи, чем мощные высокочастотные рации.

Вот пример теста работы отечественных и импортных радиостанций диапазонов частот 27 МГц, 136-174 МГц и 400-520 МГц в сложных условиях (одна из точек связи находилась в городе в 100 м от промышленной зоны, а остальные точки связи - в условиях плотного леса с перепадами высот):

Рация Штурман-90 в варианте комплектации "комплект автотуриста" - включающем всё необходимое как для работы в переносном варианте, так и при работе в автомобиле
Рация Штурман-90 в варианте комплектации "комплект автотуриста" - включающем всё необходимое как для работы в переносном варианте, так и при работе в автомобиле

Подробнее о радиостанции Штурман-90М можно почитать здесь.

Пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, если Вы хотите новых обзоров и видео-тестов!

Посетите сайт Конструкторского Бюро Беркут, если интересуетесь радиостанциями.