Сегодня франчайзинг популярен как никогда. Сложно найти более хайповую тему в бизнесе, чем тема франчайзинга. Все вокруг обсуждают франшизы: новые и старые, в разных отраслях и направлениях, как выбрать выгодную франшизу, как не попасться на развод и так далее. Но чаще всего звучат утверждения о том, что франшиза позволяет франчайзору сильно, а главное быстро разбогатеть.
Чтобы вы могли побольше ориентироваться в самом процессе заработка франчайзором, я решил написать эту статью и перечислить основные источники дохода франчайзора.
Основные франчайзинговые платежи
Паушальный взнос на старте и роялти ежемесячно - как правило включены в любую франчайзинговую программу. Это источник прибыли франчайзора, эти платежи вполне прозрачны для франчайзера и обычно не вызывают вопросов. Чем больше выручка у партнера - тем больше роялти.
Поставки оборудования
Иногда франчайзор является обязательным поставщиком оборудования для своей франшизы, естественно, зарабатывая на этом. Общеизвестны примеры, когда производитель оборудования создает франшизу чтобы создать таким образом дополнительный канал продаж для своего продукта. Мне доводилось участвовать в покупке франшизы для моего клиента. В шорт-лист франшиз попала компания, которая специализировалась на жаренной курице. Так вот, изучив список оборудования на десятки миллионов стало понятно, что это и есть основной источник прибыли франшизы, потому что любые предложения приобрести оборудование аналогичной марки встречались в штыки. И опять же, это очень тонкая грань. Иногда дорогостоящее оборудование продиктовано требованиями качества, а не только желанием франчайзора заработать.
Поставки сырья
Аналогичный способ дистрибуции своего продукта с помощью франшизы. Около пяти лет назад была популярна франшиза хот-догов, которая продавала очень доступную франшизу, по условиям которой франчайзи должен был обязательно покупать сырье (сосиски) у основателя франшизы. С учетом, что эта компания давала в аренду оборудование, для малого бизнеса и начинающих предпринимателей это было супер предложением в тот момент.
В случае с поставками всегда важно, по какой цене она будет производиться . Именно цена в этом случае отличает яркое преимущество франшизы от нечестной игры франчайзора. Могу привести пример из моей практики. Компания "Хлеб и Вино", для которой я разрабатывал франшизу осуществляют централизованные поставки в свои франчайзинговые точки, но делает это с огромной скидкой, которая дает огромное преимущество все партнерам, которые открывают заведения по условиям этой франчайзинговой программы.
Обучение персонала
Очень редко это действительно источник дохода, скорее платное обучение - это способ компенсировать понесенные франчайзором затраты, но вцелом, обучение это такой же источник дохода и предположу, что в каких-то направлениях, например образовательных услугах, детских центрах - это может быть серьезной статьей расходов со стороны франчайзи.
Аренда помещения
В том случае, если франчайзор предоставляет помещение для своих франчайзи, он может зарабатывать на аренде. Это хорошая схема, которая несправедливо мало распространена на рынке. В Москве, где новичку очень сложно находить помещение, наличие готовых помещений может быть преимуществом.
Поставки брендированной продукции
Поставки стаканчиков, униформы, салфеток, флаеров и упаковки навынос куда дешевле и удобнее сделать централизованными, но вместе с тем франчайзор может немного зарабатывать на этом. Считаю, что если без перегибов, то удобство стоит того, чтобы немного переплатить.
Поставки мебели
Каждый франчайзор стремится к единообразию своей сети, чтобы франчайзинговую точку было невозможно отличить от собственной, чтобы точка хорошего франчайзи не отличалась от точки плохого франчайзи. Для этих целей разрабатывается гайд по фирменному стилю, который прописывает как именно должны быть оформлены все точки.
Но франчайзор может пойти дальше и поставлять оборудование для своих точек централизованно, чтобы всегда быть уверенным, что партнер купит нужную мебель и по понятной цене.
Это основные источники дохода, которые я встречал во франчайзинговых программах. В наших проектах по разработке франшиз я рекомендую делать так: включать можно любые платежи, но они должны быть прозрачны и они не должны вредить франчайзинговым точкам.