Немногим более века назад отгремела Первая мировая война. До неё покупка серийного аэроплана частным лицом была малораспространённым явлением. Самолёт стоил недёшево и не каждый из первых авиаторов мог позволить себе его приобрести. Другое дело государство, которое и финансами обладало, и с началом войны быстро поняло пользу авиации. Тем не менее, считаю, что будет интересно узнать — сколько же стоил самолёт +/- 100 лет назад?
Для ответа на этот вопрос я выбрал 5 стран-участниц Первой мировой войны, производивших свои аэропланы. И, чтобы было интереснее, перевёл цены столетней давности в современные и привёл примеры обычных продуктов, которые можно было купить за 1 единицу валюты в те годы. Полетели! ✈️
Франция
Одним из самых массовых самолётов французских ВВС в первые годы Великой войны стал двухмоторный биплан Caudron G.4. Совершив первый полёт в 1915 году, он стоял на вооружении в качестве лёгкого бомбардировщика и самолёта разведчика. Всего было выпущено свыше 1400 самолётов, которые кроме Франции использовались Бельгией, Италией, Великобританией и другими странами.
Изучив архивные источники, посчитал, что в 1915 году одна единица Caudron G.4 с учётом цены двигателей и вооружения обходилась казне в ~23 000 франков. С учётом инфляции, колебаний курсов и смены валюты, сегодня эта сумма равняется 67 571 евро. Для примера — за 1 франк тогда можно было купить 825 граммов сахара.
Германия
Моноплан с птицеподобным крылом Rumpler-Taube (Taube в переводе с немецкого — голубь) был разработан австрийцем Иго Этрихом, а в Германской империи он производился по лицензии Эдмундом Румплером на своём заводе Rumpler Luftfahrzeugbau GmbH. Самолёт поступил на вооружение ещё до начала войны. Использовался для задач воздушной разведки и в качестве артиллерийского корректировщика.
Историк Олаф Гролер в своей книге "Geschichte des Luftkriegs 1910 bis 1980" (в переводе с немецкого — «История воздушной войны с 1910 по 1980 год») приводит стоимость Rumpler-Taube на момент начала войны — 25 000 имперских марок. В современных деньгах это ~112 738 евро. После войны Германию накроет гиперинфляция, но в 1914 году немецкая валюта ещё была сильной — за 1 марку приобрести 400 граммов кофе.
США
Соединённые Штаты и вступили в Первую мировую войну позже остальных стран и их ВВС во многом уступали европейцам — боевой опыт, численность, характеристики используемых аэропланов (например, большинство машин были «общего назначения»). Но в вопросе производства «учебных парт» для лётчиков авиапромышленность США преуспела, выпустив 6813 учебно-тренировочных бипланов Curtiss JN-4 "Jenny". Именно на «Дженни» прошли обучение 90% лётчиков ВВС США в Первой мировой войне.
Книга "American Military Training Aircraft: Fixed and Rotary-Wing Trainers Since 1916" Э. Р. Джонсона и Ллойда С. Джонса указывает диапазон цен за 1 единицу Curtiss JN-4 Jenny в 1916 году — от 7500 до 8100 долларов. Калькулятор инфляции сообщает, что это от 186 558 до 201 483 долларов в сегодняшних ценах. 1 доллар 1916 года гарантировал вам покупку 1,95 килограмма твёрдого сыра.
Великобритания
В 1917 году Королевские ВВС Великобритании получили на вооружение новенький аэроплан Sopwith Camel F.1. Быстрый, маневренный, с хорошим вооружением — этот биплан стал одним из лучших истребителей Первой мировой. Кроме того, «Верблюд» стал и одним из самых массовых самолётов той войны — до окончания боевых действий успеют выпустить 5490 единиц. Кроме сухопутного существовал и «морской» вариант истребителя — Sopwith Camel 2F.1 — доработанный для эксплуатации на авианосце HMS Furious.
Одноместный Sopwith Camel F.1 на момент начала серийного производства в 1917 году стоил ~1585 фунтов стерлингов (цена варьировалась в зависимости от типа устанавливаемого двигателя). Сегодня это 136 883 фунтов стерлингов. В 1917 году британская валюта стоила дорого — за 1 фунт можно было приобрести 240 яиц (моей семье такого количества хватило бы на ~2 месяца, например).
Российская империя
В Российской империи было 3 лидирующих авиастроительных предприятия — московский завод «Дукс», петербургский завод Щетинина и заводы одесского промышленника и банкира Артура Антоновича Анатры. В 1908 году Анатра участвовал в создании Одесского авиаклуба, а в июне 1913 года на базе мастерских авиаклуба был основан полноценный завод по производству аэропланов. В 1916 году в небо поднялся новый самолёт одесситов — разведчик Анатра Анасаль (он же Анатра ДС). До 1920 года его успеют выпустить в количестве 184 единиц.
Для ответа на вопрос о стоимости Анатра Анасаль обратимся к контракту №39614/22486, который Управление Военно-Воздушного флота заключило с Артуром Антоновичем Анатрой:
Изготовить и поставить для УВВФ:
а) 300 аэропланов типа "Анатра Д" без счетчиков оборотов, моторов и винтов, но с полным оборудованием для установки на них моторов "Сальмсон" или "Испано-Сюиза" 200НР, с 2-мя пулеметными установками, из коих одна для стрельбы через винт по 13.500 руб. за аппарат;
Добавим к этому цену (например) двигателя «Сальмсон Р9» мощностью 200 л.с. — 18 000 рублей (из расчёта 120 рублей за 1 л.с.) — и получим итоговую сумму 31 500 рублей. Сейчас это огромные 18 333 000 рублей. А в России начала XX века за 1 рубль можно было купить 2,1 килограмма мяса.
Надеюсь вам понравилась эта небольшая авиационно-экономическая заметка. Ну и можете сравнить с современными ценами: 1 единица Су-57 за 2,236 миллиарда рублей и 1 единица Lockheed Martin F-35 Lightning II за 83,4 — 108,1 миллиона долларов.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Все вопросы или замечания можно оставить в комментариях. А лайк и подписка помогают развитию канала!