Найти в Дзене
Основной аэродром

Сколько стоили самолёты 100 лет назад (и что можно было купить на эти деньги)

Оглавление

Немногим более века назад отгремела Первая мировая война. До неё покупка серийного аэроплана частным лицом была малораспространённым явлением. Самолёт стоил недёшево и не каждый из первых авиаторов мог позволить себе его приобрести. Другое дело государство, которое и финансами обладало, и с началом войны быстро поняло пользу авиации. Тем не менее, считаю, что будет интересно узнать — сколько же стоил самолёт +/- 100 лет назад?

Для ответа на этот вопрос я выбрал 5 стран-участниц Первой мировой войны, производивших свои аэропланы. И, чтобы было интереснее, перевёл цены столетней давности в современные и привёл примеры обычных продуктов, которые можно было купить за 1 единицу валюты в те годы. Полетели! ✈️

Франция

Одним из самых массовых самолётов французских ВВС в первые годы Великой войны стал двухмоторный биплан Caudron G.4. Совершив первый полёт в 1915 году, он стоял на вооружении в качестве лёгкого бомбардировщика и самолёта разведчика. Всего было выпущено свыше 1400 самолётов, которые кроме Франции использовались Бельгией, Италией, Великобританией и другими странами.

Caudron G.4. Фото: Public domain / Imperial War Museum
Caudron G.4. Фото: Public domain / Imperial War Museum

Изучив архивные источники, посчитал, что в 1915 году одна единица Caudron G.4 с учётом цены двигателей и вооружения обходилась казне в ~23 000 франков. С учётом инфляции, колебаний курсов и смены валюты, сегодня эта сумма равняется 67 571 евро. Для примера — за 1 франк тогда можно было купить 825 граммов сахара.

Германия

Моноплан с птицеподобным крылом Rumpler-Taube (Taube в переводе с немецкого — голубь) был разработан австрийцем Иго Этрихом, а в Германской империи он производился по лицензии Эдмундом Румплером на своём заводе Rumpler Luftfahrzeugbau GmbH. Самолёт поступил на вооружение ещё до начала войны. Использовался для задач воздушной разведки и в качестве артиллерийского корректировщика.

Rumpler-Taube. Фото: Public domain
Rumpler-Taube. Фото: Public domain

Историк Олаф Гролер в своей книге "Geschichte des Luftkriegs 1910 bis 1980" (в переводе с немецкого — «История воздушной войны с 1910 по 1980 год») приводит стоимость Rumpler-Taube на момент начала войны — 25 000 имперских марок. В современных деньгах это ~112 738 евро. После войны Германию накроет гиперинфляция, но в 1914 году немецкая валюта ещё была сильной — за 1 марку приобрести 400 граммов кофе.

США

Соединённые Штаты и вступили в Первую мировую войну позже остальных стран и их ВВС во многом уступали европейцам — боевой опыт, численность, характеристики используемых аэропланов (например, большинство машин были «общего назначения»). Но в вопросе производства «учебных парт» для лётчиков авиапромышленность США преуспела, выпустив 6813 учебно-тренировочных бипланов Curtiss JN-4 "Jenny". Именно на «Дженни» прошли обучение 90% лётчиков ВВС США в Первой мировой войне.

Curtiss JN-4 "Jenny". Фото: Public domain
Curtiss JN-4 "Jenny". Фото: Public domain

Книга "American Military Training Aircraft: Fixed and Rotary-Wing Trainers Since 1916" Э. Р. Джонсона и Ллойда С. Джонса указывает диапазон цен за 1 единицу Curtiss JN-4 Jenny в 1916 году — от 7500 до 8100 долларов. Калькулятор инфляции сообщает, что это от 186 558 до 201 483 долларов в сегодняшних ценах. 1 доллар 1916 года гарантировал вам покупку 1,95 килограмма твёрдого сыра.

Великобритания

В 1917 году Королевские ВВС Великобритании получили на вооружение новенький аэроплан Sopwith Camel F.1. Быстрый, маневренный, с хорошим вооружением — этот биплан стал одним из лучших истребителей Первой мировой. Кроме того, «Верблюд» стал и одним из самых массовых самолётов той войны — до окончания боевых действий успеют выпустить 5490 единиц. Кроме сухопутного существовал и «морской» вариант истребителя — Sopwith Camel 2F.1 — доработанный для эксплуатации на авианосце HMS Furious.

Sopwith Camel F.1. Фото: Public domain / Imperial War Museum
Sopwith Camel F.1. Фото: Public domain / Imperial War Museum

Одноместный Sopwith Camel F.1 на момент начала серийного производства в 1917 году стоил ~1585 фунтов стерлингов (цена варьировалась в зависимости от типа устанавливаемого двигателя). Сегодня это 136 883 фунтов стерлингов. В 1917 году британская валюта стоила дорого — за 1 фунт можно было приобрести 240 яиц (моей семье такого количества хватило бы на ~2 месяца, например).

Российская империя

В Российской империи было 3 лидирующих авиастроительных предприятия — московский завод «Дукс», петербургский завод Щетинина и заводы одесского промышленника и банкира Артура Антоновича Анатры. В 1908 году Анатра участвовал в создании Одесского авиаклуба, а в июне 1913 года на базе мастерских авиаклуба был основан полноценный завод по производству аэропланов. В 1916 году в небо поднялся новый самолёт одесситов — разведчик Анатра Анасаль (он же Анатра ДС). До 1920 года его успеют выпустить в количестве 184 единиц.

Анатра Анасаль. Фото: архивы Национального технического музея (Прага, Чехия)
Анатра Анасаль. Фото: архивы Национального технического музея (Прага, Чехия)

Для ответа на вопрос о стоимости Анатра Анасаль обратимся к контракту №39614/22486, который Управление Военно-Воздушного флота заключило с Артуром Антоновичем Анатрой:

Изготовить и поставить для УВВФ:
а) 300 аэропланов типа "Анатра Д" без счетчиков оборотов, моторов и винтов, но с полным оборудованием для установки на них моторов "Сальмсон" или "Испано-Сюиза" 200НР, с 2-мя пулеметными установками, из коих одна для стрельбы через винт по 13.500 руб. за аппарат;

Добавим к этому цену (например) двигателя «Сальмсон Р9» мощностью 200 л.с. — 18 000 рублей (из расчёта 120 рублей за 1 л.с.) — и получим итоговую сумму 31 500 рублей. Сейчас это огромные 18 333 000 рублей. А в России начала XX века за 1 рубль можно было купить 2,1 килограмма мяса.

Надеюсь вам понравилась эта небольшая авиационно-экономическая заметка. Ну и можете сравнить с современными ценами: 1 единица Су-57 за 2,236 миллиарда рублей и 1 единица Lockheed Martin F-35 Lightning II за 83,4 — 108,1 миллиона долларов.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Все вопросы или замечания можно оставить в комментариях. А лайк и подписка помогают развитию канала!