Утро 25 мая 1937 года стало настоящим культурным шоком для парижан и иностранных гостей, пришедших на открытие очередной Всемирной выставки. Впервые за многие годы, её масштабы, да и состав участников были столь представительными и мощными.
Но больше всего, привыкших к разным диковинам французов, поразила советская экспозиция. Её главной изюминкой стал монумент поистине циклопических размеров, от которого, по признанию очевидцев, невозможно было оторвать глаз.
Парижане были потрясены, в полном смысле слова., Они вдруг увидели, на фоне неба, летящую с большой лёгкостью, блестящую скульптуру. Всё было в диковинку. Новый материал, новая система построения скульптуры. Да и просто новое веяние в монументальном искусстве, когда, казалось, то находится в глубоком упадке.
Простым зрителям монумент пришелся по душе. О нем, с одинаковым восторгом, говорили и в простых парижских бистро и кафе, и в великосветских салонах. О нем взахлеб спорили лучшие французские мастера живописи, скульптуры и графики. Публика валом валила в советский павильон, воочию посмотреть на искусство новой страны. Все шесть месяцев в советских залах было не протолкнуться от удивленно глазеющих зрителей.
Советская экспозиция произвела эффект разорвавшейся бомбы. Мало кто из буржуазной публики полагал, что Советы, представленные местной прессой, как дикари и варвары, способны быть в авангарде искусства. Больше всего это удручало белую эмиграцию, давно похоронившую старую и новую Россию.
Посмотреть на Рабочего и Колхозницу ходило множество истинных ценителей, для которых мнение записных критиков Советского Союза мало что значило. Они видели в металлических колоссах символ грядущей эпохи, стремление к новому и бесконечное ощущение полета. Особенно подогревал интерес публики тот факт, что автор скульптуры был почти неизвестен в мире.
Всемирная популярность пришла к Вере Мухиной уже в зрелые годы. В 1934 году копия её «Крестьянки» была приобретена художественным музеем Ватикана в Риме. Мухина помогала смоделировать первые коллекции пролетарской одежды своей подруге, знаменитой Надежде Ламановой.
Парижский триумф Веры Мухиной был безоговорочным и всеобщим. Вместе с Борисом Иофаном, они были названы настоящим открытием выставки. Следствием этого стал Гран При и весьма лестные отзывы от европейских корифеев живописи.
К примеру, великий Пабло Пикассо был одним из инициаторов сбора средств на выкуп скульптуры или хотя бы получение её полноразмерной копии. Один её вид вдохновлял и художников, и простых парижан. Вот они, настоящие герои на земле. Рабочий и колхозница это люди-творцы, руками которых создавались все прекрасные творения на земле.
На все многочисленные просьбы оставить изваяние в Париже, Советское правительство, конечно же, ответило отказом. Слишком отчетливой и важной для Советской России была символика скульптурной группы. Слишком велик был её пропагандистский эффект. В 1939 году, после долго и полного перипетий и трудностей пути из Франции, скульптура оказалась на своем нынешнем месте, возле северного входа Сельскохозяйственной выставки. Об интереснейшей дальнейшей судьбе монумента мы расскажем в ближайшее время. Ставьте палец вверх, если вас понравилось. Подписывайтесь на наш канал.