Современное общество трудно представить без услуг, которые предоставляют финансовые организации. Практически каждый человек в той или иной степени знаком с работой банков и с удовольствием пользуется услугами профессионалов при проведении сложных экономических операций между различными городами и странами, получении денежных средств на открытие собственного дела, для совершения крупных покупок, для аккумулирования свободных денежных средств. По сути, банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом, играет очень важную роль как для государства, так и отдельно взятой семьи. В наше время банки занимают устойчивую позицию в жизни любой семьи. Современным клиентам не обязательно идти в банк, чтобы получить услуги, потому что сейчас их можно реализовать дистанционно. Помимо коммерческих банков существуют интернет-банки. Я считаю, что они достаточно полезны в современном мире, так как люди могут совершать все необходимые им операции через свой компьютер, ноутбук или смартфон, не выходя из дома, и это большой плюс. Таким образом современные клиенты экономят свое время, избегают лишних расходов, например на поездку в банк или на ту или иную операцию, проведенную операционистом по переводу денежных средств или оплате определенных услуг. Но какую роль они играют в жизни семьи? И так ли важны банки на сегодняшний день?
Банк — финансово-кредитная организация, которая проводит различные операции с деньгами, ценными бумагами и драгоценными металлами, а также оказывает финансовые услуги клиентам. Банк – это автономное, независимое, коммерческое предприятие. Сфера деятельности банков не ограничивается ни национальными, ни географическими границами. Они занимаются разнообразными видами операций и предоставляют своим клиентам широкий спектр финансовых услуг: нужно сохранить свои семейные ценности или приумножить свой капитал - к услугам клиентов депозитная ячейка, заплатить коммунальные – воспользуйтесь приложением онлайн- банк, молодая семья решила приобрести собственное жилье и взять кредит –проблем нет – банк предоставит различные виды кредитования, в том числе и ипотечные. Банк – это организация, а в условиях конкуренции им необходимо проявлять инициативу в разработке новых программ работы с физическими и юридическими лицами, способных не только привлечь клиентов, но и сделать их постоянными. Постоянными клиентами банков становятся отдельные граждане, семьи современного общества, которые являются с одной стороны заказчиками расширенных услуг банков, с другой стороны - потребителями этих услуг.
Одной из самых распространенных услуг современных банков является кредитование. Сложно, наверное, найти человека или семью, которые хотя бы один раз, не пользовались данным видом услуг. Сегодня это скорее всего исключение из правил. Кредитование стало получением «легких» денег для населения. Кредиты пользуются большой популярностью среди самых разных слоев населения. С их помощью можно решить многие вопросы, связанные с учебой, бизнесом, отдыхом, долгами, покупкой необходимых вещей. Все банки предлагают разнообразные кредитные программы, да и специально созданные кредитные организации говорят о высокой популярности займов. Следует учесть, что банки дают много льгот молодым семьям на приобретение недвижимости (например, «Сбербанк» - «Акция для молодой семьи».) и др., а молодая семья – это базовая ячейка общества, которая постоянно взаимодействует с банками. Но, к сожалению, кредит легко взять, но не всегда просто отдать. Потеря работы может обернуться для семьи трагедией: она может лишиться своего имущества. Существует психологический аспект, как правило, при долгосрочных выплатах: имущество уже хозяйское, им давно пользуются - но деньги все равно надо ежемесячно выплачивать. Создается впечатление, что деньги отдаются просто так. Люди так проникаются этой идеей, что перестают выплачивать средства по кредиту, что приводит к серьезным последствиям. Поэтому кредит для семьи – это скорее долгосрочная проблема, чем радость.
Коммерческие банки выполняют разнообразные операции со вкладами - открытие и ведение банковских счетов. Выполняя эту функцию, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения граждан в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг - с помощью банков сбережения превращаются в капитал, что важно для современной семьи. Дополнительные средства становятся той подушкой финансовой безопасности, которая помогает семье жить. Станет ли часть этих средств активами семьи или все будет израсходовано на бытовые нужды определяется личным финансовым планированием. Я считаю, что открывать депозит в банке достаточно выгодно, потому что если у индивида есть немного «лишних» денег, то он может увеличить их, положив под проценты в банк. Конечно, не следует класть свои деньги в «сомнительный банк». Прежде чем оформлять вклад в тот или иной банк, необходимо убедиться в его надежности, изучить его деятельность, поинтересоваться отзывом клиентов данного банка. Кроме того не стоит забывать про процесс обесценивания денег - инфляцию, что является существенной проблемой. Однако, по-моему мнению, Роспотребнадзор и Агентство по страхованию вкладов позволяют избежать вкладчикам риска вложения средств. Роспотребнадзор защищает права вкладчиков, а Агентство по страхованию вкладов выплачивает, в оговоренных пределах, возмещение вкладов физическим лицам.
Современной семье интересно получать услуги в одном надежном месте, поэтому помимо основных услуг банки представляют своим вкладчикам возможность страхования их денежных средств. У банков большой охват клиентской базы, а следовательно и больший объем предложений. Банк сегодня представляет собой «большой супермаркет», где клиент может сам выбирать услуги - финансовые и страховые. Я считаю, что это просто необходимо, потому что это «позитивный тренд и для финансовых организаций, и для потребителей». По данным сайта Banki.ru «продажи страховых продуктов через банковский канал увеличились. Наиболее значимым банковский канал продаж стал для рынка страхования жизни». Это позитивная тенденция, так как потребителю удобно находить решения в одном месте. Например: многие банки заинтересованы в том, чтобы при оформлении крупных потребительских кредитов, ипотеки и др. клиенты оформляли страховку. Это мера безопасности банка в случае невозврата средств заемщиком. Но это положительная сторона страхования лишь для банков. А что насчет клиентов этих банков? Что они получают? Разумеется страхование не обезопасит от несчастного случая или стихийного бедствия, но оно поможет покрыть убытки. Главная задача страховой компании — покрывать убытки клиентов, когда наступает страховой случай. Например, гражданина затопили соседи и он понимает, что убытки существенны, но если у него есть страховка, то страховая компания оплатит ремонт квартиры. Причем, через единый онлайн -кабинет и мобильное приложение клиент банка имеет доступ ко всем финансовым продуктам и любая операция не занимает много времени. Это позволяет повысить интерес клиентов к продуктам банков и страховых компаний, увеличить частоту взаимодействия и, как следствие, выстроить с клиентом долгосрочные отношения. Простота обслуживания также важна: клиенту удобно видеть все данные по своим финансовым продуктам в одном месте — страховые полисы, кредиты, инвестпродукты – это то, что сегодня необходимо современной семье.
Развитие технологий затрагивает все сферы нашей жизни. Банки осуществляют цифровизацию финансовых процессов - выпуск банковских карт, онлайн – приложения – это услуги, которые сегодня очень облегчают жизнь современной семьи. Быстрое получение и перевод денег, мгновенные платежи, заказ товаров, управление собственными счетами – это то, что можно осуществлять благодаря банковским приложениям не выходя из дома. Цифровые технологии, с одной стороны, приводят к появлению новых возможностей, повышают комфорт получения услуг для потребителя, с другой стороны – это всегда риск потери денежных средств. Но в век стремительности и загруженности эти технологии позволяют экономить время, избавляют от стояния в длинных очередях. В настоящее время банк - это сложный многоуровневый, экономический комплекс и от того как он работает зависит качество жизни людей. Разрабатываются новые программы и способы привлечения новых клиентов, банк и современная семья тесно взаимодействуют друг с другом. Банк заинтересован в своих клиентах, а основным источником его финансирования является семья. Это взаимовыгодная связь. Благодаря банкам семьи могут реализовать свои потребности в данный момент или в долгосрочной перспективе. Именно поэтому общество и банки взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.