23 января
Илон Маск вывел Tesla на новый этап: рыночная капитализация производителя электромобилей в среду превысила 100 млрд долларов, а компания обошла Volkswagen AG, заняв 2-е место в списке самых дорогих мировых автопроизводителей.
Согласно FactSet, акции Tesla накануне подорожали на 4,1% до 569,56 доллара, а рыночная стоимость компании составила 102,7 млрд долларов. Взятие рубежа в 100 млрд долларов, возможно, позволит начать разблокировать компенсационный пакет Илона Маска на сумму более 50 млрд долларов.
Акционеры Tesla почти два года назад одобрили мотивационный пакет для Маска, который считается одним из самых выгодных для любого генерального директора. Если бы первый транш опционов, предусмотренный в рамках этого пакета, был бы реализован немедленного по текущим ценам, то номинальные выплаты составили бы 346 млн долларов чистыми.
Однако его нельзя незамедлительно реализовать. Маск сможет получить причитающиеся ему средства, только если рыночная стоимость Tesla останется выше 100 млрд долларов в течение определенного времени, годовые продажи компании составят как минимум 20 млрд долларов, а прибыль до выплаты процентов, налогов, учета износа и амортизации, скорректированная на компенсацию в виде акций, достигнет 1,5 млрд долларов. Последние две задачи Tesla выполнила еще в 2018 году.
В ближайшие дни она должна опубликовать отчетность за 2019 год. По мнению аналитиков, опрошенных FactSet, указанный показатель прибыли Tesla в минувшем году составил 2,6 млрд долларов, а продажи – 24,19 млрд долларов.
Чтобы Маск получил первый транш, рыночная капитализация Tesla должна быть выше 100 млрд долларов в среднем в течение шести последовательных месяцев и в среднем 30 календарных дней. Его компенсационный пакет содержит еще 11 траншей потенциальных выплат.
В среду Tesla порадовала и другими хорошими новостями. Штат Мичиган объявил об урегулировании судебного иска с автопроизводителем после многолетнего спора, который не позволял компании предлагать свои услуги в этом штате напрямую потребителям.
По условиям урегулирования теперь Tesla сможет поставлять в Мичигане свои автомобили непосредственно потребителям и заниматься их техническим обслуживанием, чего ранее она делать не могла. Однако в рамках урегулирования сделки по покупке автомобилей все же должны проводиться за пределами границ штата. Такого же подхода Tesla придерживается и в других штатах, например в Техасе.
С прошлогоднего минимума на закрытии в июне, равного 178,97 доллара, акции Tesla подскочили более чем на 200%.
С тех пор бумаги достигли ряд важных вех. Они преодолели отметку в 420 долларов: символический рубеж, при котором Маск в 2018 году хотел преобразовать производителя электромобилей в частную фирму. В январе, когда Tesla превзошла исторический максимум Ford Motor Co., достигнутый в 1999 году, она стала самым дорогим автопроизводителем в истории США.
Подъем акций Tesla означает, что по капитализации она уступает только Toyota Motor Corp., рыночная стоимость которой равняется 235,6 млрд долларов. При этом Tesla выпускает гораздо меньше машин, чем ее основные конкуренты в США, Европе и Японии.
Copyright (c) 2004 Dow Jones & Company, Inc.
Copyright (c) 2004 Dow Jones & Company, Inc.