Японские СМИ и зарубежные источники сообщают следующие данные о состоянии пчеловодства в Японии.
В 1985 году в Японии насчитывалось 9,5 тыс., в 2005 году - 4,8 тыс. и в 2015 году - 9,3 тыс. пчеловодов. Ряды пчеловодов с середины нулевых годов пополняются исключительно за счет любителей, в основном из числа фермеров и лиц, содержащих пчел в черте города. Все пчеловоды обязаны регистрироваться в органах местной власти.
Производство меда с конца прошлого века держится в пределах 2,5-3,0 тыс. тонн в год. Это 5% от общего объема меда, потребляемого японцами. В 2016 году было произведено 2754 тонны меда. На первом месте был остров Хоккайдо, где было произведено 13% от этого количества.
За последние четверть века в Японии резко снизилось производство пчелиного маточного молочка. В 1985 году его было произведено 13 тонн, а в 2015 году - 2 тонны.
Спад в японском пчеловодстве был остановлен благодаря принятию в 2013 году Закона о продвижении пчеловодства и оказанию пчеловодам господдержки в различных формах. В бюджете Японии на 2017 год, например, на посадки медоносных деревьев и кустарников и предоставление помощи пчеловодным кооперативам было выделено 22,5 млн долл.
Двумя главными проблемами японского пчеловодства считаются клещ варроа и отравление пчел пестицидами, в том числе неоникотиноидами, используемыми для обработки посевов риса и других сельскохозяйственных культур, лесов и лесопосадок. За последние 15 лет объем применения неоникотиноидов в Японии вырос в 3 раза. Отравление пчел пестицидами приобрело особенно значительные масштабы с 2008 по 2011 годы. В 2009 году в Японию был завезен трахейный клещ.
Развитие японского пчеловодства тормозится ограниченностью природных ресурсов и убылью медоносных угодий. Площадь медоносных угодий составляла в 1985 году 370 тыс. га, а в 2015 году - 120 тыс. га.
Потребление меда в Японии в последние годы значительно выросло и держится в пределах 50 тыс. тонн в год благодаря импорту. Доля импортного меда в общем объеме потребления этого продукта составляет 95%. По этому показателю Япония опережает все другие развитые страны.
По объему и стоимости импорта меда Япония стабильно занимает третье место в мире после США и Германии.
В 2018 году Япония импортировала из 42 стран мира 44,5 тыс. тонн меда на 145,4 млн долл. по средней цене 3267 долл. за тонну. Лидировал в этой области Китай: его доля в объеме импорта меда составила 70%, а в стоимости этого импорта - 50%.
Экспорт японского меда минимален и составляет 15-30 тонн в год. В 2018 году было экспортировано 18 тонн меда в 7 стран и территорий Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Гонконг, Китай, Сингапур, Таиланд, Тайвань и Южную Корею.
В Японии высоко ценятся светлые монофлерные меда в жидком виде, большое внимание уделяется их гарантированному качеству, а также упаковке и разнообразию. При этом цена японского меда может в разы превышать цену импортного продукта.
Ведущим производителем меда в Японии является компания Koto Bros Honey Co. Ltd., которая имеет два перерабатывающих завода, контролирует 30% медового рынка страны и выпускает продукцию под брендом Sakura Jirushi. Имеется также большое количество мелких производителей и владельцев пасек и магазинов, которые специализируются на ограниченном ассортименте местного и зарубежного меда. Руководство Koto Bros Honey оценивало медовый рынок Японии в 2017 году в денежном выражении в 561 млн долл.
Считается, что рынок меда в Японии регулируется более жестко, чем в ЕС, США и других странах. Пробиться на этот рынок удается далеко не всем желающим. Список барьеров, которые должны преодолеть зарубежные компании на пути к японскому рынку меда, в частности, включает в себя:
- сертификацию экспортера меда и его производственных мощностей по одному из международных стандартов пищевой безопасности продукции;
- регистрацию компании-экспортера меда в госоргане, контролирующем импорт продуктов питания и медикаментов в Японию, а также получение разрешения на поставку меда в Японию;
- проведение независимого аудита зарубежной компании-поставщика меда до того, как японский импортер меда начнет работать с этой компанией;
- параллельную проверку качества партий меда, предназначенных для поставок в Японию, в ведущих европейских лабораториях;
- жесткий лимит содержания оксиметилфурфурола в меде, экспортируемом в Японию.
Российские компании регулярно сообщают о завозе в Японию пробных партий меда из Дальневосточного, Сибирского и других федеральных округов, а также о переговорах с японскими партнерами. Например, в 2019 году Амурскую область в целях изучения перспектив поставок в Японию меда и других пчелопродуктов посетил представитель Исследовательского Института Номура Йошитака Кинумацу. Однако усилия по продвижению российского меда в Японию пока что приносят весьма скромные результаты. Аналогичная ситуация наблюдается и у других стран «постсоветского пространства».