Найти тему
Remont1969

2.16. Броневики русского типа. Часть 4. Остин "батальона смерти" и чешских легионеров. Сборная солянка - Juráš.

Остин, Juráš

Страна: Великобритания/Россия

Производитель Austin

Год производства: 1917

Произведено: 1

Боевая масса3 тн

Экипаж: 3

Бронирование: 7 мм

Вооружение: 2x 7,62-мм пулемета Максим

Двигатель: 50 л.с.

Где увидеть: Чехия, Leguivlak, http://www.csol.cz/legiovlak/ Československá obec legionářská

Этот броневик прославился исключительно своей историей, если бы он не попал в руки Чешского корпуса в России скорее всего о нем бы никто и не узнал, а так редкая войсковая переделка Остина вошла в историю под именем Juráš.

А история началась с попытки эвакуации Чехословацкого корпуса через Пензу, где произошел инцидент в ходе которого все пошло не так... А говорят что во всем виноваты межнациональные проблемы - большевики везли по Бресткому миру венгров из лагерей в Сибири в Европу, а союзнический чехословацкий корпус в Сибирь для перевозки через Америку. 28 мая два эшелона стояли в Пензе на соседних путях. Слово за слово... чехословаки очень сильно обиделись и на венгров, которых немного постреляли и на большевиков, которые их недолюбливали. А ведь начиналось так хорошо, ведь по условиям подписанного соглашения 26 марта 1918 года в Пензе представителями СНК РСФСР, ЧСНС в России и Чехословацкого корпуса, полагалось лишь "известное количество оружия для своей самозащиты от покушений со стороны контрреволюционеров", после подписания соглашения чехи издали 27 марта приказ по корпусу: «В каждом эшелоне оставить для собственной охраны вооружённую роту численностью в 168 человек, включая унтер-офицеров, и один пулемёт, на каждую винтовку 300, на пулемет 1200 зарядов. Все остальные винтовки и пулемёты, все орудия должны быть сданы русскому правительству в руки особой комиссии в Пензе, состоящей из трёх представителей чехословацкого войска и трёх представителей советской власти…»…

На первом плане Фиат-Витфорт, на заднем однобашенный Аустин.
На первом плане Фиат-Витфорт, на заднем однобашенный Аустин.

Так начался мятеж Чехословацкого корпуса. В это время в Пензу прибыл эшелон "красных китайцев", китайских наемников воевавших на стороне московского правительства, с тремя броневиками на платформах. Сначала чехословаки хотели просто купить у китайцев броневики, благо деньги у них были. Когда подкупить китайцев не удалось, чехословаки окружили поезд, разоружили солдат и забрали себе броневики бесплатно. В руки "легионеров" попали три машины - пушечный Гарфорд-Путилов ака "Грозный" не на ходу, Fiat Armstrong-Withwort ака "Адский" и собранный на коленке в армейской мастерской из бронемашин Остин 1-й и 2-й серии однобашенный броневик, как его иногда называют в интернете Austin MkI/II.

Остин на второй платформе. Фото из дневника Josefa Hyláka, чешского легионера 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка
Остин на второй платформе. Фото из дневника Josefa Hyláka, чешского легионера 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка

Так у чехословаков сразу появилась и артиллерия, и бронепоезд и бронеавтомобили. Поддерживающие большевиков части начали обстрел станции с чешскими поездами на путях, но попасть не смогли не только в чехов, но и вообще в станцию. Итогом пикировок стал полный захват города с поддержкой бронеавтомобилей Пензы уже на следующий день. Большевики разбудили "чешского медведя", в итоге через короткое время почти весь Трансиб от Самары до Владивостока попал под контроль всего лишь одного чехословацкого корпуса. Чехи стали использовать бронеавтомобили для создания импровизированных бронепоездов, в которых броня и огонь обеспечивались броневиками, а маневр - самим поездом. 31 мая 1918 года большевики решили применить паровозный таран для начала операции по возврату Пензы под контроль, на бронепоезд "Орлик" был направлен паровоз со взрывчаткой. В итоге столкновения броневик Фиат-Витворс получил повреждения несовместимые с эксплуатацией, а чехи еще больше раззадорились.

Поезд Орлик после тарана паровозом большевиков, на первом плане БА Остин.
Поезд Орлик после тарана паровозом большевиков, на первом плане БА Остин.

Бронеавтомобиль Остин был скорее всего одной из машин, которые в 1917 году собирали для ударных "отрядов смерти", которые должны были внести перелом в войну, и на фоне полного развала дисциплины в российской армии обеспечить Временному правительству хоть какие успехи, об этом говорит эмблема - череп с костями на борту башни, символ "батальонов смерти". Наличие бронеавтомобилей в таких частях не предусматривалось и видимо в армейской мастерской из двух разбитых броневиков 1-й и 2-й серий собрали такого "кентавра". Без одной башни бронеавтомобиль стал существенно легче и чуть ли не лучше в тактическом применении, чем "родной" двухбашенный вариант.

-5

Броневик получивший собственное имя - Juráš, использовался чехословаки вплоть до их эвакуации во Владивостоке, в Харбине два Остина были таки проданы китайцам, правда уже не "красным". А в 2006 году Чешское легионерское общество построило реплику машины, которая сейчас входит в состав подвижного музея Легиовлак ( Legiovlak ) и курсирует по Чехии и Словакии.

-6
-7

-8

Источники: https://honzales.livejournal.com/194121.html

Edgar Pachta . Obrněná auta na stráži svobody https://www.valka.cz/clanek_15636.html