Поход в магазин - даже за вещами первой необходимости - давно перестал быть непременной ежедневной рутиной. Все что угодно теперь можно заказать в интернете - от хлеба, яиц и сыра до теплых носков, лыж и автомобилей. Для этого есть тысячи сайтов - от маленьких фирменных магазинчиков до огромных баз, продающих все сразу. Такие огромные базы называются маркетплейсами.
Как правило, закупаться на маркетплейсе куда выгоднее, чем в обычном магазине. Но прежде чем перейти к конкретным площадкам и советам, как совершить покупку на маркетплейсе и не пожалеть об этом - давайте немного углубимся в теорию и поймем, как функционируют маркетспейсы и какие они вообще бывают.
У всех маркетплейсов есть определенные общие черты, о которых стоит знать, чтобы не влипнуть в неприятности. Самое главное:
- Маркетплейс – не собственник товара, это лишь посредник между покупателями и продавцами.
- Маркетплейс обычно зарабатывает на проценте с продаж, на рекламе, доставке и страховке сделок.
- Маркетплейс предоставляет определенную защиту сделок, проходящих через его сервисы. Но уровень этой защиты разный для каждого конкретного маркетплейса.
Маркетплейсы бывают нескольких основных типов. Вы наверняка знаете барахолки вроде "Юлы" (которая, как известно, "вертится за вас"), или "Беру" (за счет идиотской рекламы), но это лишь малая часть всех сервисов, построенных на этой платформе.
Различают два основных типа классификации маркетплейсов: по участникам и по предлагаемым услугам.
Классификация по участникам
Бизнес для бизнеса (В2В) – категория, почти неизвестная обычным потребителям (то есть нам с вами): одна компания приобретает товары или услуги оптом у другой компании. Там же могут проводиться торги и тендеры. Примеры:
- Бизнес-маркет, сайт Московской торговой палаты. Предлагают в основном услуги и обслуживание в регионе.
- All.biz – крупнейшая торговая площадка для крупного и мелкого опта. Продают сельскохозяйственную технику, стройматериалы и т.д.
Бизнес для клиентов (В2С) – здесь компании, производители и посредники продают товар в розницу или мелким оптом обычным покупателям, то есть нам с вами.
- Joom – агрегатор продаж товаров из Китая и России, позиционирует себя как самый дешевый.
- Amazon – широкий выбор товаров, в том числе из США. Есть возможность для мелкооптовых закупок.
Клиенты для клиентов (С2С) – здесь мы с вами можем выступать в обеих ролях: и как покупатели, и как продавцы. Примеры:
- BlaBlaCar – сервис по поиску попутчиков, позволяющий существенно сэкономить на поездках.
- Flowwow - флористы собирают букеты на любой вкус и кошелек.
Смешанные варианты тоже есть и их чуть ли не больше, чем "чистых". Например, на площадках вроде раскрученного и всем известного E-bay или молодого Gem4me MarketSpace можно приобрести и оптовую партию товара у производителя, и уникальный предмет у частного продавца.
Классификация по типу предоставляемых услуг:
Товары. Маркетплейсы, на которых в первую очередь продают одежду, обувь, косметику, электронику и т.д. Примеры:
- Pandao – большой маркетплейс товаров из Китая. Выбор умеренный, цены небольшие.
- Lamoda – маркетплейс, ориентированный в первую очередь на продажу одежды, обуви и сопутствующих товаров.
Информация. Маркетплейсы, которые сводят вместе заказчиков и исполнителей, потребителей и производителей услуг. Примеры:
- HeadHunter – сервис, где профессионалы предлагают свои резюме, а рекрутеры и отделы кадров ищут сотрудников.
- CouchSurfing – сервис для «обмена жильем» и поиска бесплатного ночлега в других городах в обмен на общество или небольшие услуги.
Инвестиции. Маркетплейсы для людей, желающих заработать на обороте и вложении средств.
- CircleUp – возможность выгодно вложить свои деньги в инновации потребительских брендов.
- Kickstarter – краудфандинговая платформа для развития и продвижения самых необычных идей.
Услуги. Маркетплейсы, где можно быстро и дешево отыскать помощников и мастеров на все случаи жизни.
- YouDo – сайт, предлагающий всевозможные услуги от частных специалистов. Там можно найти помощников на любой вкус и карман.
- Etsy – маркетплейс всевозможного хэндмейда, на котором продают товары и предлагают услуги мастера и люди творческих профессий.
Есть маркетплейсы смешанного типа, на которых предлагают и товары, и услуги. Например, на Gem4me MarketSpace можно и купить у частного продавца символ года - фарфоровую мышку, и заказать ремонт у бригады строителей. А на Robo.Market - подобрать коньки или записаться на вебинар. Обычно такие сервисы не слишком раскручены и не могут конкурировать по объемам с гигантами вроде "Али-Экспресса", но зато у них есть свои дополнительные "плюшки" для покупателей и продавцов.
Ну все, с теорией закончили, переходим к практике. Какие маркетплейсы стоит посетить, чтобы купить все, что хочется, и сделать это максимально комфортно?
Aliexpress
Самый обширный и популярный китайский маркетплейс, дико популярный у соотечественников. Здесь можно по дешевке приобрести какие угодно товары прямиком из Китая – летающий коврик для кошки, тарелку с автоподогревом, неповторимое бохо-платье и прочая. Есть защита покупателя, есть ежедневные скидки и распродажи. Минусы: долгая (до месяца и больше) доставка, есть риск получения некачественных товаров.
Беру!
Совместный проект Сбербанка и Яндекс-маркета. Вполне успешный– 335000 товаров в 1800 категориях, и это не предел. Предлагает товары для здоровья, для животных, продукты, косметику, бытовую технику и прочая. Существенный плюс – поставщики привозят товары на склады маркетплейса, значит риск мошенничества сведен к минимуму, а доставка будет быстрой. Также есть кэшбек и система бонусов. Существенный минус – цены и наценки.
OZON
Маркетплейс, изначально созданный для продажи книг, игр и сопутствующих товаров. Сейчас там можно приобрести что угодно, от кошачьего корма и смесителей для ванн до ноутбуков и красок. Позиционирует себя как дешевый, обещает скидки при оплате ozon card и на первый взгляд выглядит вполне привлекательно. Но есть существенный недостаток – последние полгода пользователи то и дело жалуются на службу доставки, которая привозит заказ не вовремя, а то и вообще не привозит.
Wildberries
Самый быстрорастущий из маркетплейсов в России и один из самых популярных. 6 миллионов посетителей и 500 тысяч заказов в день. Огромный выбор товаров от бытовой техники и биодобавок, до ювелирных изделий и автозапчастей, есть продуктовый раздел и раздел товаров премиум-класса. Немного агрессивный дизайн, чуть усложненный поиск нужных вещей. Но найти можно почти все.
Goods
Маркетплейс, изначально ориентированный на электронику, но впоследствии расширивший ассортимент. Создан при поддержке М.Видео. Обращает на себя внимание интересными финтами с ценами. При покупке указана одна цена (со скидкой за баллы), плюс акция доставки товаров от 1000р стоимостью 1 рубль, при заказе выплывает, что стоимость доставки – от 500 до 1000 р. Стоит быть внимательными. Зато доставляют быстро и товар обычно качественный.
Юла
Классическая барахолка, где люди распродают за относительно небольшие деньги и раздают даром ненужные вещи. Есть старая электроника, фототехника, автомобили, одежда, детские вещи, немного рукоделия, раздел по сдаче недвижимости. Функционал немного хуже, чем у Авито, и сам сайт выглядит немного беднее. Зато есть шанс прикупить на рубль пятачков и затариться необходимым барахлом за копейки.
СДЭК.Маркет
СДЭК - это не только сервис доставки, но и удобный и интуитивно понятный рынок всего на свете. Покупатель приобретает товар у производителя или перекупщика, СДЭК гарантирует доставку покупки от склада продавца до пункта выдачи. Из приятных бонусов – хорошее оформление и статьи с лайфхаками и рекомендациями, как выбрать тот или иной товар.
Booking
Маркетплейс по бронированию отелей, хостелов и аппартаментов по всему миру. Можно сразу заказать авиабилеты, такси из аэропорта, гостиницу, экскурсии и развлечения. Широчайший выбор, все доступно, все понятно. Единственный нюанс - порой спустя какое-то время после оплаты карточкой мошенники пытаются использовать ваши данные. Как правило, маркетплейс возвращает похищенные деньги, но нервы, увы, не компенсировать.
Полный каталог популярных маркетплейсов можно найти здесь.
Выгодно ли покупать на маркетплейсе?
Когда как. Целесообразно – да, там реально достать интересный, редкий, уникальный или даже снятый с производства товар. Некоторые категории (одежда, гаджеты) продаются существенно дешевле, чем в обычных магазина. Плюс кэшбек и сезонные скидки – если заранее подготовиться, можно хорошо сэкономить.
Но во многих маркетплейсах есть неочевидные наценки вроде минимальной суммы покупки, страховки сделки, дорогих аксессуаров или недешевой доставки. Плюс с течением времени уменьшается цена посылки зарубежных товаров, не облагаемых пошлиной - с 1 января 2020 она составляет всего 200 евро.
Какова вероятность нарваться на мошенников или бракованные товары? Мошенники, не отправляющие ничего, на крупных маркетплейсах редкость – их быстро вычисляют и изгоняют. А вот прислать товар худшего качества, не той расцветки, сорта и т.д. - могут.
О том, как вычислить мошенников, вернуть деньги и отстоять справедливость, мы расскажем в следующей статье.
Продолжение:
Правила безопасных покупок на маркетплейсах
Не забывайте подписываться на канал и ставьте 👍👍👍, если понравилась статья!