Олимпиада по русскому языку в 3 классе 2016 год
фамилия____________________имя_________________класс_________
1. «Грамотей». Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Найди ошибки в тексте и исправь их.
Я шол полестной дарошке в диревну. Месность была мне знакома.
В чяше леса слышался галасок малинофки.
У апушки милкали голубые колоколчики и белые рамашки на
высокой ношке. Ат апушки к диревне тенулась паляна. За паляной сенела
речька Около речьки паслос стадо.
2. Замени выделенные прилагательные противоположными по смыслу. Запиши эти прилагательные так, чтобы получились новые словосочетания.
Свежее утро – ____________________ утро;
свежая булка – ___________________ булка;
свежая рыба – ____________________ рыба;
свежая газета – __________________ газета;
свежая блузка – __________________ блузка.
3. Выбери только однокоренные слова. Обозначь в них корень.
Лес, лесник, прелесть, лесной, лесничий, лесенка, перелесок, лесником, лесничество, слесарь, у лесника.
4. Запишите слова, которые можно поставить между двумя словосочетаниями. Каждое слово может употребляться в двух значениях. Употреблённое в одном смысле, имеет значение левого столбика, а в другом смысле – значение правого столбика.
выражение лица ………………………… взрывное устройство
нелетающая птица ……………………… экзотическая ягода
письменная принадлежность …………………… берутся за неё рукой
песчаная отмель ………………………….. сплетённые волосы
неторопливый бег ………………………… хищное животное
5. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.
6. В каких из перечисленных ниже глаголах можно по-разному поставить ударение? Подчеркни эти глаголы.
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
7. Укажите группу слов, в составе которых есть приставка.
А) входят, поляночка, солнышко, списал
Б) продвигаются, надел, нашли, здоровье
В) переносишь, выход, накормит, подъехал
Г) пропуск, подписать, вышел, продукт
8. Укажите побудительное предложение.
А) В нашей стране любят спорт
Б) Спорт делает людей сильными
В) Он укрепляет здоровье
Г) Занимайтесь спортом, бегайте, прыгайте и будьте здоровы
9. Разгадай ребусы. Напиши ответы.
о5, а за1ка 1вилка
____________ ________________ _______________
Найди и напиши не менее трех общих признаков у данных слов - понятий:
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к заданиям
1. Я шёл по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.
У опушки мелькали голубые колокольчики и белые ромашки на высокой ножке.
От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка. Около речки
паслось стадо.
Всего – 15 баллов. За каждую найденную ошибку – 0,5 балла. Если ученик
допускает ошибку сам, то снимается 0,5 балла.
2. Всего – 5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ). Теплое утро; черствая булка; тухлая (испорченная) рыба; вчерашняя (давнишняя) газета; несвежая (грязная) блузка.
3. Всего - 6 баллов (за правильный ответ 1 балл). Если ребенок неправильно подбирает слово, то вычитается 0,5 балла. Лес, лесник, лесной, лесничий, перелесок, лесничество.
4. Всего – 5 баллов (за каждое слово по 1 баллу). Мина, киви, ручка, коса, рысь.
5. Всего за задание – 12 баллов. За отгадку – 0, 5 балла (аквариум). За каждый найденный правильно звук- 0,5 баллов (11,5 баллов). [а] – 15 раз; [о] - 8 раз.
6. Всего – 5 баллов (1 балл за каждое слово). Если ребенок отмечает ошибочный вариант, то снимается 0,5 балла. Вычитать, рассыпать, выкупать, вырезать, отрезать.
7. Всего – 1 балл. Ответ: В) переносишь, выход, накормит, подъехал.
8. Всего – 1 балл. Ответ: Г).
9. Всего до 11 баллов.За разгаданные ребусы 3 балла - по 1 баллу за слово. (Опята, заколка, развилка). За орфографическую ошибку – минус 0, 5 балла.
Общие признаки слов: одинаковое количество слогов, ударение приходится на второй слог, количество звуков и букв одинаковое, одна часть речи и т.д.
За каждый найденный признак – по 2 балла, за каждый дополнительный самостоятельно найденный признак – плюс 1 балл.
Максимальный балл за работу – 61 балл. Может быть больше, если ребенок наберет дополнительные баллы в задании №9.
Олимпиада по русскому языку в 4 классе (2018 год)
Фамилия____________________ Имя_____________ класс_________школа________
1. Выбери слова, написание которых не соответствует их произношению. Подчеркни их.
1) устный 2) сжать 3) кукла
4) мудрый 5) бантик 6) сказка
2. От данных имён существительных образуй однокоренные имена существительные 1-го склонения единственного числа.
помощь - ___________________ снег - _____________________
горох - _____________________ француз - __________________
салат - _____________________ виноград - _________________
3. Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.
(к) реке, осмотр, подземный, (на) поле, лучик, котик, берёзовый, (на) окне, кирпичик, (за) окнами
В приставке, в корне, в суффиксе,в окончании.
4. В языке «Крокс» есть «слово» тамулюшка. Известно, что:
а) «слово» тамулюшка изменяется так: тамулюшка, тамулюшки, тамулюшке
б) у этого слова есть родственные «слова»: тамулюшить, мулюша, мулюшок, камулюш;
в) в «словах» тамулюшка, тамяка, тафучка одинаковая приставка;
г) в «словах» тамулюшка, жукочка, сюмярка одинаковый суффикс;
Разбери слово тамулюшка по составу.
5. Запишите слова, которые можно поставить между двумя словосочетаниями. Каждое слово может употребляться в двух значениях. Употреблённое в одном смысле, имеет значение левого столбика, а в другом смысле – значение правого столбика.
выражение лица ………………………… взрывное устройство
нелетающая птица ……………………… экзотическая ягода
письменная принадлежность …………………… берутся за неё рукой
песчаная отмель ………………………….. сплетённые волосы
неторопливый бег ………………………… хищное животное
6. Придумай предложение, в котором слова начинаются с букв данного слова по порядку. Например: нос-Носорог объелся сена.
Стол - _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
7. Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст. Запиши его.
…… очка …… ушка по…… ила …… ышко.
Вы……ло на …… ке ……ое ……ышко.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Допиши к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные.
Кромешная________________, гнедой________________, сезонные___________,
закадычный_____________, перочинный________________.
9. Прочитай текст, в котором "заблудились" фразеологизмы ( устойчивые словосочетания). Подчеркни их, запиши верно предложения.
Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врёт как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ
Олимпиады в начальной школе — это первая ступень к дальнейшему участию учащегося младшего школьника в конкурсах, предметных марафонах и олимпиадах более высокого уровня. Обучающиеся 1-й ступени образования — всегда самые активные участники учебного процесса, которые с энтузиазмом принимают участие в различных викторинах и конкурсах, публичных выступлениях и марафонах, в том числе и в предметных олимпиадах. Привить любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить — вот задача творчески работающего учителя.
Цель проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку среди учащихся 4 класса: развитие познавательного интереса к предмету и определение уровня знаний обучающихся.
Задачи:
ü создание условий для применения детьми собственных знаний и умений;
ü выявление и поддержка детей, обладающих высоким уровнем интеллектуальных способностей;
ü демонстрация интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей детей младшего школьного возраста;
ü поддержание и укрепление познавательной учебной мотивации детей младшего школьного возраста;
ü формирование стремления к активной интеллектуальной деятельности;
ü воспитание культуры поведения, уважительного отношения друг к другу.
Олимпиадная работа содержит 9 заданий, направленных на применение универсальных учебных действий. Критерии оценивания зависят от сложности задания.
Максимальное количество за всю работу - 55 баллов.
Для призового места участнику необходимо выполнить 50% от все работы, это составляет 27, 5 баллов.
Временной промежуток для проведения олимпиады не должен превышать 45 минут. Последовательность выполнения заданий определяет участник
Ответы к заданиям олимпиады:
Задание № 1.
Ключ: 1, 2, 5, 6 - по 1 баллу за каждое слово.
Максимальное количество за задание - 4 балла.
Задание № 2.
Ключ: помощница, француженка, снежинка, горошинка, виноградинка, салатница, - по 1 баллу за каждое верное слово.
Максимальное количество за задание - 6 баллов.
Задание № 3.
Вся таблица заполнена правильно - 5 баллов, правильно записано 7 слов -
4 балла, правильно записано 6 слов - 3 балла, правильно записано 5 слов - 2 балла.
Задание № 4.
Ключ: тамулюшка - та - приставка, -мулюш - корень, -к- суффикс, -а- окончание.
Максимальное количество - 2 балла. В 1 балл можно оценить работу, если определена неверно одна часть слова, кроме корня.
Задание № 5.
Ключ: мина, киви, ручка, коса, рысь - по 1 баллу за каждое слово.
Максимальное количество за задание - 5 баллов.
Задание № 6.
Ответы могут быть разные. За составленное предложение - 5 баллов.
Задание № 7.
Ключ: Девочка Золушка посадила зернышко.
Выросло на грядке золотое солнышко.
Максимальное количество за задание - 8 баллов (по 1баллу за каждое слово).
Задание № 8.
Ключ: тьма, работы (овощи, фрукты), друг, конь, нож - по 1 баллу за правильно подобранное слово.
Максимальное количество за задание - 5 баллов.
Задание № 9.
Ключ: Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились как снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.
Если участник только нашел и подчеркнул фразеологизмы в предложении, то засчитываем по 0, 5 балла за каждый, всего - 3 балла.
Если предложение записано в исправленном виде, то добавляем по 2 балла за каждое, всего - 12 баллов.
Всего за это задание участник может набрать максимально - 15 баллов.
Олимпиада по русскому языку для 2 класса (2015 год)
Фамилия___________________________Имя___________________класс______________
Задание № 1. Какие слова следует писать с большой буквы? Подчеркни их.
(м)арина огурцы (м)ариновала, (м)ила (м)алину перебирала.
(м)алина (м)анила (м)арину и (м)илу, (М)арине и (м)иле (м)алина (м)ила.
Задание № 2. Подчеркни только предложения:
а) На улица стоят ужасный жара
б) Собакой
в) Зазвенели птичьи голоса.
г) бабушка встречать внуки
д) Любите книгу – это источник знаний!
Задание № 3. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все
согласные звуки твёрдые, названия блюд подчеркни:
Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.
Задание № 4. Незнайка написал записку. Он допустил 8 ошибок, найди и исправь их.
“Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду ждать в сваей комнате. низнайка”.
Задание № 5. Игра «Наборщик». Составь новые слова, используя буквы данного
слова: о д н о к л а с с н и к
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6. Древнее слово лоп означало широкий плоский лист, от него образовались название растения лопух, и слово лопоухий – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого же слова? ________________________________
Задание № 7. Подбери к словам из левого столбика слова из правого и составь
предложения с получившимися словосочетаниями.
запевал издалека
запивал в хоре
увидали без дождя
увядали молоком
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 8.
Студент из Германии, изучающий русский язык, вошёл на кухню и спросил:
— Есть пить?
— Пить есть, есть нет, — ответил ему второй студент.
Что он хотел сказать?
(А) В доме есть еда, но нет питья.
(Б) В доме нет ни еды, ни питья.
(В) В доме есть питьё, но нет еды.
(Г) В доме есть и еда, и питьё.
(Д) Мы будем сначала пить, а потом есть.
Олимпиада по русскому языку для 3 класса (2013-2014г.)
Участник________________________________________________________________ класс__________
1. Расшифруй и запиши 4 слова, которые обозначены числами, по их месту в алфавите:
1,13,22,1,3,10,20; 2,21,12,3,1,18,30; 4,18,1,14,16,20,1;
21,25, 6, 15, 10, 12
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[п а ш о л й` а в л` э с н а й` о л к у в л` э с с` и ж у н а й` э л` и ш т о б в о л к` и н` и с й` э л`и
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составь слово, если в нем
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. ____________________________________
Выдели в написанном слове чести слова.
4. Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат.
5. "Составь пословицы", используя данные слова:
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, не ученье.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Запиши слова, где только твёрдые согласные.
Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Придумай предложение, в котором слова начинаются с букв данного слова по порядку. Например: нос-Носорог объелся сена.
Осина - _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:
…… очка …… ушка по…… ила …… ышко.
Вы……ло на …… ке ……ое ……ышко.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Запиши существительные (слова предметы) во множественном числе:
курица - _________________, морское судно - ________________________________, чудо - ___________________, небо - _______________, ребёнок - ________________, человек - __________________.
Ответы к олимпиадным заданиям
Задания оцениваются по 1 баллу за верный ответ
1. Алфавит, букварь, грамота, ученик (4 балла – 1 балл за каждое слово)
2. Пошёл я в лес. На ёлку влез. Сижу на ели, чтобы волки не съели. (3 балла – 1 предложение 1 балл)
3. Приморский. (1 балл)
4. Я с утра в лесу гуляю,
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю про березку и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой за ежат
Все иголочки дрожат.
5. Шило в мешке не утаишь. Делу - время, а потехе – час. Смелость города берёт.
Ученье – свет, а не ученье – тьма. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (10 баллов – 2 балла за каждую пословицу)
6. Пашешь, можешь. (1 балл – 0,5 за каждое слово)
7.
8. Девочка Золушка посадила зернышко.
Выросло на грядке золотое солнышко. (8 баллов – 1балл за каждое слово)
9. Курица - куры, морское судно – морские суда,, чудо - чудеса, небо - небеса, ребёнок - дети, человек - люди. (6 баллов – 1 балл за каждое слово)