Приветствую, дорогой друг! Как выглядели наши солдаты? Эти герои завоевали бы победу для нашей страны, если бы не революция. Посмотри на их лица полные уверенности и храбрости!
Пехота
В стандартное снаряжение солдата входило:
1) Винтовка Мосина 7,62 мм ( четырёхгранный игольчатый штык 510 мм, магазин на 5 патрон)
2) Нагрудный патронаш
3) Подсумок на 30 патронов
4) Кожаный поясной ремень
5) Фуражка
6) Запасная пара сапог и башлыг
7) Рубаха
8) Штаны
9) Сапоги
10) Парусиновый вещевой мешок (две рубахи, одни исподние брюки, две пары портянок, одно полотенце, одна пара руковиц. Пять фунтов сухарей в холщовых мешочках, 1/8 фунта соли в особом мешочке. Принадлежности для чистки оружия. Гребень, мыло, нитки и платяная щётка, луженая чарка или кружка, четыре пачки патронов)
11) 1/6 часть палатки и колышки
12) Алюминиевая фляга
13) Котелок
14) Сапёрная лопатка
Форма на протяжении войны не менялась, изменились только материалы - вместо сукна стали использовать молексин.
Молексин - плотная и прочная хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая усиленным сатиновым переплетением, устойчива к загрязнениям и легко чистится .
Немного фотографий офицеров
Кавалерия
Летом 1914 г., перед началом Первой мировой войны, конница русской армии состояла из 123 кавалерийских, казачьих и конно-инородческих полков и 3-х дивизионов. Эти полки и один дивизион были объединены в 24 дивизии (1-я и 2-я гв. кав., 1-я – 15-я и Кавк. кав., 1-я Донская, 2-я Сводная, 1-я – 3-я Кавк. и 1-я Туркестанская каз.) и 8 отд. бригад (Гв. кав., 1-я – 3-я кав., Уссурийская конн., Закаспийская, Сибирская и Забайкальская каз.). В эти дивизии и бригады вошли 116 полков (13 гв., 19 драгунских, 17 уланских, 18 гусарских, 48 казачьих, 1 конно-инородческий) и конно-инородческий дивизион. Семь полков (один драгунский, два конно-инородческих и четыре казачьих) и два казачьих дивизиона в дивизии и бригады не входили.
В 24 дивизиях и 8 отд. бригадах конницы было 674 эскадронов и сотен. Большинство кав. и каз. дивизий состояло из 24 эскадронов и сотен (4 полка по 6 эскадронов или сотен). Исключение составляли 4 дивизии: 1-я гв. кав. – 28 эскадронов и сотен (7 полков по 4 эскадрона или сотни). В военное время все полки, за исключением л.-гв. Сводно-Казачьего, предполагалось довести до 6 эскадронов или сотен; 12-я кав. – 22 эскадрона и сотни (3-й Уфимско-Самарский полк Оренбургского казачьего войска состоял из 4 сотен, в военное время предполагалось довести до 6 сотен); 3-я Кавк. каз. – 18 сотен (Дагестанский конн. полк – 4 сотни, Осетинский конн. дивизион – 2 сотни); 1-я Туркестанская каз. дивизия – 20 сотен (5 полков по 4 сотни).
Историк А. А. Керсновский отмечал великолепный состав русской конницы, оказавшей армии неоценимые услуги. Конница скрыла от вражеских глаз стратегическое развёртывание. Она стяжала славу русскому оружию каждый раз когда одухотворялась и управлялась достойными военачальниками. Русская конница провела до 400 атак в конном строю, в ходе которых захватила 170 орудий, нанесла поражение целой общевойсковой армии (7-й австро-венгерской 27. – 28. 04. 1915 г. у Городенки - Ржавенцев), дважды спасла свои армии (1-ю у Нерадова 03. 07. 1915 г. и 11-ю у Нивы Злочевской 19. 06. 1916 г.). Историк отмечает как помогла 12-я кавдивизия при Руде 8-й армии, огромное стратегическое значение для Северо-Западного фронта атаки нижегородских драгун под Колюшками, как потряс австро-германские армии «наскок оренбургских казаков под Кошевом и «Дикой дивизии» под Езерянами». И сколько раз русские пехотные дивизии и корпуса «выручались беззаветными атаками ничего не боявшихся и всё сметавших сотен и эскадронов…».
Пилоты
На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире.
К 1 августа 1914 года в строю находилось 244 самолета в 39 авиаотрядах.
На протяжении всей войны главной задачей авиации была разведка и корректировка артогня. Первоначально воздушная разведка была малоэффективной из-за несовершенства конструкций аэропланов, что увеличивало риск посадки на неприятельской территории.
От разведки произошла и бомбардировка: отправляясь в полет, пилоты часто брали с собой бомбы, чтобы не только сфотографировать, но и разрушить объекты противника. На вооружении авиации состояли бомбы 4, 6, 10, 16, 32 кг- для истребителей и разведчиков; в 1915 году появились бомбы 48,80, 160, 240 и 400 кг для самолетов типа «Илья Муромец».
Россия была единственной страной, имевшей в начале войны бомбардировочную авиацию дальнего действия — воздушные корабли «Илья Муромец», созданные в специальной лаборатории при Русско-Балтийском заводе во главе с И. И. Сикорским.
Танкисты
До революции союзники не передали России ни одного танка. Те же британцы охотно «маскировались» Россией, пока шли работы над первыми танками, но передавать ей новую технику не спешили. Зато во время Гражданской войны в России они сформировали для отправки в Россию специальные отряды танков Mk V, Mk A «Уиппет» и Mk B. Французы отправляли свои «Рено» FT, «высвободившиеся» после перемирия. Отметим, что в России поначалу либо прямо использовали английское «tank», либо переводили его как «лоханка Слово «танк» утвердилось у нас окончательно как раз во время Гражданской войны, когда с этими машинами пришлось иметь дело непосредственно (поначалу широко использовался и женский род — «танка»).
Хоть у Российской империи и не было танков, но зато у нас на фронте появились первые в мире бронеавтомобили, ставшие началом другой ветви современной бронетехники.
Артиллеристы
К 1914 году предполагалось, что грядущая война будет носить скоротечный характер - как Россия, так и Франция строили организацию своей артиллерии, исходя из принципа быстротечности вооруженного противоборства. Соответственно, характер будущей войны квалифицировался как маневренный – и артиллерия воюющих армий, прежде всего, должна была обладать таким качеством, как тактическая подвижность.
В маневренном бою основная цель артиллерии – живая сила противника, в то время как серьезные укрепленные позиции отсутствуют. Именно поэтому ядро полевой артиллерии было представлено легкими полевыми пушками 75-77-мм калибра. А главный боеприпас - шрапнель. Считали, что полевая пушка с ее значительной, как у французов, так и, особенно, у русских, начальной скоростью снаряда, выполнит все задачи, возлагавшиеся на артиллерию в полевом бою.
В итоге 32-батальонный русский армейский корпус был оснащен 108 орудиями – в том числе 96 полевых 76-мм (трехдюймовых) пушек и 12 легких 122-мм (48-линейных) гаубиц. Тяжелой артиллерии в корпусах не было. Правда, перед войной появилась тенденция к созданию тяжелой полевой артиллерии, но тяжелые полевые трехбатарейные дивизионы (2 батареи 152-мм (шестидюймовых) гаубиц и одна - 107-мм (42-линейных) пушек) существовали как бы в виде исключения и органической связи с корпусами не имели.
Так, соотношение количества артиллерии, входившей в состав войсковых частей, выражалось следующим числом орудий на тысячу штыков: для России - около 3,5 .
Соотношение числа орудий тяжелой к числу орудий легкой артиллерии выглядело следующим образом: к началу войны Россия имела около 6,9 тыс. легких пушек и гаубиц и лишь 240 тяжелых орудий (то есть соотношение тяжелой к легкой артиллерии – 1 к 29)
Моряки
Советский исследователь боевой эффективности русского флота, Озаровский Н. Ю. писал:
....несмотря на большой перевес Германии в военно-морских силах, флот России смог в ходе трехлетней напряженной борьбы поддерживать устойчивый и благоприятный для себя режим в своей операционной зоне, сохранить стратегические позиции и успешно реализовать ряд наступательных операций, не позволив флоту противника достичь ни одной из своих оперативно-стратегических целей. В ходе проведения боевых операций русские морские силы систематически наносили ущерб германскому флоту и заставляли его нести потери, удельный вес которых значительно превышал потери русского флота. Эти успехи основывались на превосходстве в боевой подготовке русского флота, которое было достигнуто в промежуток между Русско-японской и Первой мировой войнами, а также в умелом использовании и отличном знании специфики военно-морских ТВД и в исключительной доблести личного состава русского флота, которому на протяжении его многовековой истории лучше всего удавались как раз невыполнимые задачи.
Говоря о вкладе русского флота в победу Антанты в Первой мировой, будет уместным отметить тот факт, что взгляды и оценки двух крупных исследователей боевой эффективности русского флота – советского (Н. Ю. Озаровского) и эмигрантского (А. П. Будберга) полностью совпадают.
К сожалению для нашей страны, события пошли под откос ещё до завершения Первой Мировой войны.
На нашем канале есть и другие интересные статьи!
Не пропусти также статьи о том как выглядели солдаты:
Франции
Британской империи
Турецкой империи
Германской империи
Австро-Венгерской империи
США
Италии
Бельгии
Сербии
Румынии
Болгарии