«С чужими не общайся», «Не бери ничего у незнакомых», «Никуда ни с кем не уходи с площадки»…Знакомые фразы? И мы готовы их без устали повторять ежедневно своим детям, пока они не запомнят это навсегда.
Психологи предлагают свои приемы, как обучить малыша правилам безопасности, при этом, чтобы не сформировать полное недоверие к миру. Один из таких методов – круги доверия.
Данный прием обучения достаточно эффективно себя зарекомендовал. Он с некой долей креатива и творчества, наглядный и простой, а значит, с легкостью запомнится и понравится деткам.
Обучать начинаем уже с 3-х лет.
Будем учить малыша, кому можно доверять, а кому – нет. Подготовим карандаши и бумагу. Нарисуем «круги доверия».
Центральная точка – это ребенок (Я).
Далее каждую область вокруг «Я» рисуем своим цветом:
1. Синий – семья. Те, с кем ребенок общается регулярно – родители, бабушки, дедушки, сестры и братья, тети и дяди.
- Это ближний круг и люди из этого круга могут обнимать и целовать малыша.
- От них можно принимать подарки и вкусняшки.
- Люди из близкого круга всегда могут помогать, даже если их помощь не просят.
2. Желтый цвет – друзья ребенка и родителей, дальние родственники, учителя, воспитатели, тренера. В общем, те, кого ребенок знает хорошо. У них можно просить помощи, если никого из близких нет рядом.
3. Зеленый – незнакомые, которые вызывают доверие. Это могут быть врачи, полицейские, соседи с других этажей, продавщица из соседнего магазина.
- С ними необходимо быть вежливым, но на расспросы разрешается не отвечать.
- Принимать сладости, только если разрешат родные.
- Уходить с ними никуда нельзя.
- Как правило, люди этого круга не должны просить помощи у деток. Но ты можешь попросить их помочь, если оказался в опасной ситуации.
4. Красный – в эту область попадают все остальные. С ними лучше разговоров не заводить, на вопросы не отвечать, ничего не брать, никуда не ходить и отказать, если человек просит помощи.
Адекватный человек никогда не станет просить помощи у ребенка, для этого есть другие взрослые.
Важно объяснить, что есть близкий человек, а есть чужой. Незнакомый не значит плохой. Но существуют признаки, которые могут говорить об опасностях.
Психологи советуют закреплять эту тему, например, на прогулке. Пусть ребенок покажет, кого бы он занес в третий круг, а кого в четвертый. Кто вызывает доверие, а кто представляет опасность.
Главное – не внушить страх к чужим, а научиться понимать, как вести себя с незнакомыми людьми.