Готова ли отрасль наконец восстать из пепла Гинденбурга?
Было бы неверно утверждать, что жесткие дирижабли были отнесены лишь к истории - только немногие способы транспортировки когда-либо сталкивались с такой неудачей, основанной на одном инциденте. Когда дирижабль LZ 129 Hindenburg потерпел крах в 1937 году, это привело к сворачиванию целой индустрии. Но сегодня ученые рассматривают вопрос о возвращении «цепеллинов» в качестве грузовых контейнеров.
6 мая 1937 года в результате катастрофы в Гинденбурге погибли 36 человек ужасным способом, результате пожара Манчестер-Тауншип, штат Нью-Джерси, с акцентом на живой комментарий диктора Херба Моррисона «О, человечество!»
Пожар не мог наступить в худшее время для немецкой компании DZR, которая владела и управляла дирижаблем класса Zeppelin. Напряженность с его родной страной, Германией, на Западе нарастала, технологические тенденции уверено двигались к самолетам тяжелее воздуха, и DZR свернула свое производство в 1940 году. Хотя были спорадические попытки возродить отрасль дирижаблей, но они были нишевыми в лучшем случае.
Новое исследование ученых Международного института прикладного системного анализа (IIASA), Лаксенбург, Австрия, опубликованное вжурнале «Преобразование и управление энергией», не пытается оживить очарование трансатлантических путешествий. Вместо этого ученые сосредотачиваются на менее захватывающей, но более важной отрасли грузоперевозок. По их мнению, дирижабли могут сыграть свою роль в борьбе с глобальным потеплением.
«Сектор морских перевозок является основным источником выбросов CO2, и ожидается, что эта цифра возрастет в ближайшие десятилетия», - говорится в реферате статьи. Это подтверждается статистикой. Около четверти (23 процента) мировых выбросов углекислого газа приходится на транспорт. В США эта цифра еще выше - 29 процентов. В этой стране и за рубежом на корабли приходится около 3 процентов выбросов от транспорта. «В целях сокращения выбросов в этом секторе в настоящем исследовании предлагается использовать реактивный поток для перевозки комбинации груза и водорода с использованием дирижаблей или воздушных шаров на высотах 10–20 км» - говорится в исследовании.
Реактивные потоки - это извилистые воздушные потоки в атмосфере Земли, которые движутся по всей планете. Хотя их извилистая природа означает, что они идут во всех направлениях, ученые надежно отслеживают их. Если такой поток поймает жесткий дирижабль, это придаст ему дополнительное ускорение.
«Реактивные потоки текут в средних широтах преимущественно в направлении запад-восток, достигая средней скорости ветра 165 км / ч. Используя такую комбинацию высоких скоростей ветра и надежного направления, водородные воздушные корабли или воздушные шары могут нести водород с меньшими потребностями в топливе и более коротким временем в пути, по сравнению с обычными перевозками», - считают ученые из Лаксенбурга.
Благодаря появлению новых материалов, во всем мире рассматривались дирижабли для всего: от расширения широкополосной связи до доставки гуманитарной помощи. Кроме того, было проведено серьезное исследование дирижаблей на солнечной энергии, учитывая, что они могут летать над облаками.
Рассматривая возможности, исследователи сосредоточились на экспедиции 2016 года российского авантюриста Федора Конюхова, который побил рекорд по быстрейшему кругосветному полету на воздушном шаре. Можно уже забыть про 80 дней - Конюхов использовал реактивные потоки, чтобы совершить кругосветное плавание всего за 11 дней. Те же самые принципы применяются к дирижаблям.
Цеппелины, такие как «Гинденбург», были самыми большими жесткими дирижаблями из когда-либо построенных. Удивительно, но они все еще есть.Размер представляет собой вызов современному грузовому жесткому дирижаблю.
«Площадь оболочки и объемное соотношение водорода или гелия значительно уменьшаются с увеличением размеров дирижабля», - пишут авторы исследования. Например, в то время как увеличение диаметра и длины дирижабля в десять раз увеличит объем хранимого водорода и его полезную подъемную силу в тысячу раз, это только увеличит материал оболочки в 100 раз. Это означает, что стоимость оболочка дирижабля уменьшается в десять раз».
Чтобы гипотетический жесткий дирижабль был таким же эффективным, как грузовые корабли сегодня, он должен быть в пять раз больше, чем небоскреб Empire State Building. Помимо материально-технического обеспечения дирижабля, стыковка дирижабля была бы сложной задачей из-за ограниченных механизмов управления, а сильный ветер мог бы привести к его разрушению.
Но если бы эти проблемы можно было преодолеть, говорят ученые, флот из 1125 жестких дирижаблей был бы в силах транспортировать энергию, эквивалентную 10 процентам от текущего мирового потребления электроэнергии. Несмотря на препятствия, такой флот может быть структурой поддержки для планеты, так как человечество сегодня переходит к более чистой энергии.