Действительно ли бензин становится "плохим", если его не использовать в течение некоторого времени? Некоторые убеждены, что это просто очередной миф, и что те, кто не хочет заливать «старый" бензин, тратят нервы впустую.
Но сравните бензин из чьих-либо запасов со свежим топливом. Скорее всего, вы заметите, что он несколько темнее или даже пахнет чем-то кислым.
И в самом деле бензин со временем разлагается. А это может привести к ряду проблем с двигателем, начиная от затруднённого зажигания и нестабильных оборотов, и заканчивая тем, что двигатель вовсе перестанет работать.
Но давайте обо всём по порядку.
Почему и как бензин портится?
В отличие от сырой нефти, бензин – это высокоочищенный продукт. Это смесь определенного химического состава с очень специфическими характеристиками. Одна из таких характеристик – летучесть. Термин, используемый для описания того, насколько легко при каких-либо условиях газ испаряется. Важная характеристика, от которой зависит эффективность сжигания топлива в двигателе вашего автомобиля.
Но наиболее летучие составляющие бензина имеют тенденцию со временем испаряться быстрее менее летучих. По мере того, как это происходит, изменяется и способность оставшегося топлива к сгоранию, и не в лучшую сторону. Чем менее топливо летучее, тем менее эффективно оно сгорает в двигателе. Результатом будет снижение производительности двигателя. Его всё ещё можно будет завести, и он будет работать, но, скорее всего, не лучшим образом.
Хорошая новость заключается в том, что после того, как старый бензин будет выработан, а бак заправлен свежим топливом, проблемы нестабильной работы должны пропасть.
Испарение легколетучих компонентов можно уменьшить, старательно закручивая крышку бензобака. По той же причине убедитесь, что канистры с бензином также плотно закрыты, если, конечно, делаете такие запасы.
Следующая проблема: окисление
Углеводороды в бензине реагируют с кислородом с образованием новых соединений, которые в конечном итоге изменяют химический состав топлива. Это приводит к образованию смолистых отложений в топливной системе.
Эти отложения и примеси могут засорить топливные линии и фильтры, а также небольшие отверстия в карбюраторе и ещё меньшие отверстия в топливной форсунке. Очищение от этих отложений будет весьма дорогим, а автомобиль может отказаться ездить вообще или ездить очень плохо, пока загрязнения не будут удалены.
Загрязнение водой
Конденсат может образовываться внутри бензобака и в топливной системе от перепадов температуры. А если ещё и использовать топливо, которое обогащено этаноловым спиртом, бензин будет ещё сильнее подвержен загрязнению водой, так как этанол любит вытягивать влагу из окружающего воздуха.
Также загрязнение водой является проблемой на заправках с небольшим трафиком. Даже подземные хранилища испытывают на себе периодические увеличения и уменьшения температуры. А это может привести к образованию влаги и загрязнению ею топлива. Когда заправляетесь на такой станции, то заливаете воду вместе с бензином. На таких станциях с низкой интенсивностью движения могут ещё присутствовать и другие загрязняющие вещества в подземных хранилищах, например, ржавчина. Так что заправок на отшибе лучше избегать, когда это возможно.
Вода, конечно же, не улучшает состав топлива. Она вызовет сложности с зажиганием и нестабильность работы двигателя, пока её не удалят из системы.
Вода также может способствовать образованию ржавчины внутри топливопровода и бензобака. В результате всё это может превратиться в настоящий кошмар, когда потребуется замена всей топливной системы, бензобака и двигателя, и влетит в копеечку.
Уменьшить вероятность загрязнения водой можно, держа бензобак автомобиля как можно более полным, особенно если авто не будет использоваться в течение длительного периода времени.
Как понять, что бензин испортился?
Один из способов – взглянуть на него. Окисленное топливо часто становится темнее со временем и может даже пахнуть чем-то кислым.
Можно проверить бензин из запасов, налив его в прозрачную ёмкость и сравнить со свежим бензином. Если «старый» бенз выглядит заметно темнее свежего, это веское основание считать топливо негодным.
А сколько времени нужно, чтобы бензин испортился?
Это зависит от ряда факторов. Во-первых, трудно понять, насколько свежий бензин, который вы только что купили. Он может быть совсем свежим прямо с завода, а может быть он месяц хранился на заводе и уже пару месяцев никак не распродастся на заправке. Бывает, что плохой бензин смешивается с хорошим, а некоторые добавляются побольше ингибиторов окисления, чем другие.
Но среди специалистов выработалось правило: не оставлять бензин в бензобаке или канистре больше, чем на два месяца, если это позволяют обстоятельства.
А что если обстоятельства не позволяют?
Если вы знаете, что бензин будет находиться в бензобаке или канистре более пары месяцев, то разумно будет купить стабилизатор топлива и подмешать его в бензин. Сделать это нужно до того, как поставите автомобиль в гараж на длительный срок. Стабилизатор помогает предотвратить реакции окисления, а это именно то, что и превращает бензин в мусор.
Использование стабилизатора топлива для длительного хранения даже предпочтительнее, чем полный слив бака и оставление топливной системы сухой. Это может привести к высыханию и растрескиванию резиновых шлангов, прокладок и уплотнений, что может привести к утечкам и даже возгоранию. Кроме того, сухая топливная система может подвергаться изнутри воздействию воздуха и влаги, а это может привести к образованию ржавчины на металлических поверхностях.
Стабилизатор топлива не панацея, и тоже на вечно бензин не сохранит. И подмешивать его в нужно в свежий бензин, а не добавлять в уже старое испорченное топливо. Это замедлит процесс окисления и может сохранить бензин на срок до 12-15 месяцев. Если же вы собираетесь оставить автомобиль без движения на более длительный срок, то перед «консервацией» его лучше залить под завязку, а потом слить старый бензин и заправить свежим топливом, прежде чем возвращать автомобиль в эксплуатацию.