Найти тему
Красная Армия

Куда вела Трансполярная магистраль Сталина и почему ее строительство прекратилось

Оглавление

Строительство Трансполярной магистрали в СССР началось через 2 года после войны, в 1947 г. Естественно, в обстановке полной секретности. Работы велись сразу в 3-х направлениях.

currenttime.tv
currenttime.tv

Задачей строителей было связать Обь и Енисей железной дорогой. Рассказываем, зачем “вождю народов” понадобилась ЖД сообщение в этой глуши и чем все закончилось.

Очень секретная дорога

По большому счету идея принадлежала не Сталину. Проект Великого Северного путин разрабатывался в Российской империи, в конце XIX начале XX вв. Точнее, проектов было несколько, но то ли денег пожалели, то ли не нашли достаточных основания для реализации. А потом война, революция, еще одна война… К идее проекта, уже в советской России, вернулись в 1928 г. Предполагалось, что дорога соединит побережье Баренцева моря и Охотского моря. Но до й войны строить так и не начали.

-2

Да и реализацию амбициозного проект после 1945 г, страна с напрочь разрушенной экономикой и инфраструктурой тоже б не потянула, если б не одно “но”..

Кто строил “Дорогу смерти”?

Строительство дороги началось в 1947 г. силами 80 тыс. политзаключенных и уголовников осужденных на малые срока.

Жд веток было 3, по документам они проходили как объекты: 501, 502, 503.

Людей не желали и мертвых не считали. Эту затею вождя так и прозвали “Дорога смерти”, 900 км. которой покоится на костях ЗэКа.

-3

В 1949 г. “объект 502” прикрыли. Жд ветка должна была выйти к Обской губе, которая оказалась слишком мелкой для захода крупных судов.

Объекты 501 и 503 “тянули” по март 1953 г. А сразу после смерти Сталина работы полностью прекратили.

Почему не закончили Трансполярную магистраль?

Причин было несколько. Во-первых, вся идея строительства “большого полярного пути” держалась на авторитете Сталина, им же и курировалась. Оспаривать же решения Иосифа Виссарионовича дураков не было.

Хотя, на самом деле, экономическая целесообразность проекта была нулевой. Что собирались возить по этим дорогам непонятно. Якобы в перспективе здесь должны были добывать много полезных ископаемых В общем, обычное российское самодурство, отягощенное сталинским всевластием. Не стало вождя и все само собой прекратилось.

-4

Еще одной причиной закрытия Трансполярного пути, стала амнистия 1953 г. когда по приказу Берии более миллиона заключенных были отпущены на свободу. Работать на стройке века стало просто некому.

Также, к сворачиванию проекта привела и оценка специалистов, согласно которой уже в 1953 г. дорога была в плохом состоянии из-за некачественной укладки и отсутствия заключения геологов. Проще говоря, трансполярный путь утонул в болоте, а все что осталось, вышки охраны, колючая проволока да бараки заключенных с решетками на окнах.

-5