Строительство Трансполярной магистрали в СССР началось через 2 года после войны, в 1947 г. Естественно, в обстановке полной секретности. Работы велись сразу в 3-х направлениях.
Задачей строителей было связать Обь и Енисей железной дорогой. Рассказываем, зачем “вождю народов” понадобилась ЖД сообщение в этой глуши и чем все закончилось.
Очень секретная дорога
По большому счету идея принадлежала не Сталину. Проект Великого Северного путин разрабатывался в Российской империи, в конце XIX начале XX вв. Точнее, проектов было несколько, но то ли денег пожалели, то ли не нашли достаточных основания для реализации. А потом война, революция, еще одна война… К идее проекта, уже в советской России, вернулись в 1928 г. Предполагалось, что дорога соединит побережье Баренцева моря и Охотского моря. Но до й войны строить так и не начали.
Да и реализацию амбициозного проект после 1945 г, страна с напрочь разрушенной экономикой и инфраструктурой тоже б не потянула, если б не одно “но”..
Кто строил “Дорогу смерти”?
Строительство дороги началось в 1947 г. силами 80 тыс. политзаключенных и уголовников осужденных на малые срока.
Жд веток было 3, по документам они проходили как объекты: 501, 502, 503.
Людей не желали и мертвых не считали. Эту затею вождя так и прозвали “Дорога смерти”, 900 км. которой покоится на костях ЗэКа.
В 1949 г. “объект 502” прикрыли. Жд ветка должна была выйти к Обской губе, которая оказалась слишком мелкой для захода крупных судов.
Объекты 501 и 503 “тянули” по март 1953 г. А сразу после смерти Сталина работы полностью прекратили.
Почему не закончили Трансполярную магистраль?
Причин было несколько. Во-первых, вся идея строительства “большого полярного пути” держалась на авторитете Сталина, им же и курировалась. Оспаривать же решения Иосифа Виссарионовича дураков не было.
Хотя, на самом деле, экономическая целесообразность проекта была нулевой. Что собирались возить по этим дорогам непонятно. Якобы в перспективе здесь должны были добывать много полезных ископаемых В общем, обычное российское самодурство, отягощенное сталинским всевластием. Не стало вождя и все само собой прекратилось.
Еще одной причиной закрытия Трансполярного пути, стала амнистия 1953 г. когда по приказу Берии более миллиона заключенных были отпущены на свободу. Работать на стройке века стало просто некому.
Также, к сворачиванию проекта привела и оценка специалистов, согласно которой уже в 1953 г. дорога была в плохом состоянии из-за некачественной укладки и отсутствия заключения геологов. Проще говоря, трансполярный путь утонул в болоте, а все что осталось, вышки охраны, колючая проволока да бараки заключенных с решетками на окнах.