Как работает нечто такое бессмысленное, как отрицательная процентная ставка ЕЦБ? И может ли он пойти намного ниже нуля?
После январского заседания Совета управляющих Европейский центральный банк (ЕЦБ) подтвердил свое удовлетворение настройкой своих инструментов. Помимо прочего, он продолжит предлагать банкам вносить свои евро по ставке -0,5 процента. Таким образом, ЕЦБ продолжает стиль, который он развернул несколько лет назад. Казалось бы, что все кончается - и что ЕЦБ может быть удовлетворен.
На самом деле, она глубоко недовольна. Действительно, ЕЦБ - как Чешский национальный банк и многие другие центральные банки - основан на базовой логике «термометра»: экономический рост является устойчивым (равновесным, устойчивым, устойчивым), если инфляция близка к 2%.
Но если инфляция, например, явно ниже 2%, то логика термометра говорит о том, что экономика несколько переохлаждена, замедлена и вялая. Это было государство Запада в течение почти семи лет. Поэтому ЕЦБ следует снизить свои процентные ставки, чтобы облегчить фирмам и домохозяйствам заимствование для потребления и инвестиций и разочаровать их сбережениями. Более высокие расходы фирм и домохозяйств будут поддерживать экономический рост и, следовательно, инфляцию, которая постепенно приблизится к магическому уровню 2%, и ЕЦБ сможет затем вернуть процентные ставки к своему первоначальному нормальному уровню. Только тогда все будет хорошо.
Тем не менее, Еврозона находится далеко от момента: инфляция не близка к желаемым 2%, и, вероятно, там не будет царапин в ближайшие годы. ЕЦБ, конечно же, давно отреагировал на это, как сказала ей логика термометра. То есть снижение процентных ставок ниже некогда нормального уровня.
Это уменьшилось и уменьшилось, пока не достигло нуля в 2012. В то время руководство центрального банка зоны евро начало нервно чесать голову: «Если мы снизим ставку по вкладам для банков ниже нуля, мы фактически накажем банки за их вклады у нас. Банк внесет у нас сотню евро, но позже будет возвращено только 99 евро. Основная идея всегда одна и та же, независимо от нуля: необходимо снизить процентные ставки настолько низко, чтобы компании и домашние хозяйства наконец прекратили сбережения и начали расходовать средства должным образом. Но, к сожалению, у банков есть один способ избежать нашей отрицательной ставки по депозитам - позволяя своим миллиардам евро внезапно выплачивать нам обычные деньги, то есть наличными! Это было бы катастрофой, потому что у нас нет таких больших запасов банкнот! А что скажет такой банк своим вкладчикам? Если у них даже не хватит смелости снизить ставки по депозитам ниже нуля,
Время разорвало занавес, и сегодня мы знаем больше. Во-первых, ЕЦБ - очень осторожно, как погружение в неизвестное мутное озеро, - снизил ставки до сегодняшних 0,5%. Во-вторых, банки не требуют выплаты своих миллиардов наличными от ЕЦБ. Очевидно, что потеря в полпроцента не так велика, что она приносит миллиарды евро в виде банкнот на аренду бронированных колонн, строительство неприступных складов, наем вооруженных охранников и сверх того, что, безусловно, ошеломляет.
И в-третьих, банки на практике передают отрицательные депозитные ставки только некоторым крупным корпоративным клиентам, которые «понимают». Возможно, ни один банк в зоне евро не нашел в себе смелости сказать обычным домашним клиентам, что их вклады будут иметь отрицательный интерес, то есть со временем они уменьшатся. Банки, однако, фактически нарушают логику термометра своего центрального банка: ЕЦБ поднимает ставки ниже нуля, но домохозяйствам и большинству компаний это давление не передается.
Банки обеспокоены снижением ставок по вкладам для мелких клиентов ниже нуля по двум причинам. Во-первых, это реальная угроза того, что клиенты будут очень злы на свои существующие банковские учреждения: «Вы с ума сошли? Ведь в старые добрые времена всегда было вознаграждение в виде процентов за депозит! Неважно, что делает центральный банк, мы просто имеем право на проценты! Позитивный интерес, конечно! »
Вторая причина - это беспокойство, аналогичное беспокойству ЕЦБ: страх перед тем, что перед лицом отрицательных ставок обычные клиенты банков заберут свои деньги и положат их в подушку. Там, конечно, не будет депозит (кроме возможности кражи или пожара). Опять же, банкноты (и монеты) являются единственной формой финансового актива, которая защищает держателя от отрицательной прибыли. Акции, облигации, золото, недвижимость и подобные виды инвестиций не защищают от негативных доходов; безопасность нуля и, следовательно, неотрицательная доходность на самом деле только наличными.
ЕЦБ был всего лишь одним из нескольких центральных банков, которым нужно было как можно меньше снижать процентные ставки в последние годы. Из-за наличия наличных денег они осмеливались лишь на несколько десятых процента ниже нуля. Для денежно-кредитной политики наличие наличных денег фактически стало проклятием.