Найти тему
Электричкинг 2

О "коконах" и ревизорах в подмосковных электричках

Оглавление

Материал, посвящённый не простым контролёрам, а их "прокачанной" версией - про тех, кого именуют "коконами" и ревизорами в подмосковных электричках.

Вас заметили.
Вас заметили.

Откуда пошло

Во времена не столь далёкие, ЦППК и МТППК хронически страдали от потерь в доходах, связанных с безбилетным проездом, который и поныне на Мосузле носит массовый характер. Сколько бы не наставляли контролёров и какими тактиками они бы ни пользовались, ушлые безбилетники практически всегда находили выход из ситуации и спокойно себе продолжали на халяву кататься.

И вот, в 2016 году, как гром среди ясного неба, в ЦППК заявляют, что в электричках начнут проверять билеты "физически крепкие мужчины". Сначала никто особо не придавал значения этому, ну, проверяют да и пёс с ним, и не такое видали.

Первоначальная форма "коконов".
Первоначальная форма "коконов".

Однако, где-то с весны того же года эти ребята всё же да появились на части направлений. Изначально, эти ребята были весьма безобидными, а пассажиры несколько недоумевали с того, кто это вообще есть такие. Затем, прикинув, что расклад не особо-то и поменялся, появились "коконы", которые начали вести себя гораздо агрессивнее, в том числе и применять физическую силу. Следом в примерно то же самое время появились и ревизоры на Ленинградском направлении.

Кто такие и их принцип действия

"Кокон" - контролёр-кассир особого назначения - это штатные контролёры, работающие в ЦППК, которые занимаются намеренным подавлением безбилетного проезда в пригородных поездах. Изначально их было нанято около 200 человек, набирались они, что называется, "по объявлению" как "специалист по пресечению безбилетного проезда в электропоездах", обещая зарплату в районе 60 тысяч рублей (примерно как у помощника машиниста). Сейчас штатная численность уменьшилась до около 160 человек, остальные либо уволились сами, либо они сами себе "помогли" в виде драк, насилия и прочих непотребств против пассажиров.

Изначально работали на Белорусском, Ярославском, Горьковском и Казанском направлениях, затем ежемесячно они менялись по направлениям и работали там на 2-3-4 направлениях одновременно. Сейчас в последнее время со сменами направлений немного подутихли.

Имеют дурную славу в интернете ввиду постоянно появляющихся видео, где они избивают или удерживают силой пассажиров, либо проявляют иные виды агрессии, за что их неформально прозвали "железнодорожными коллекторами". С одной стороны оно и понятно - по-другому пассажиров не переубедишь заплатить за проезд, а также не мешать работать (если проезд оплачен). Но и с другой стороны, у нас не девяностые тут, и обо всех явных косяках в работе будет известно сразу всему интернету.

Периодически меняют форму (сначала была форма с закосом под омоновцев (не путать с инспекторами ЦПП), затем вроде бы как малиновые "слюнявчики", затем просто белые рубашки, затем белые рубашки с синими жилетками, могут надевать пиджаки/куртки того же фасона, что и остальные сотрудники ЦППК). Отличить их от простых контролёров можно по наличию зелёного жетона (у простых он синий), а так же по тому, что "коконы" - это всегда лица мужского пола. Носят видеорегистраторы. По выходным и праздникам не работают, в рабочие дни могут работать с примерно 5-6 утра и до 10-11 вечера (большинство заканчивает работу часам к 8 вечера).

В последнее время была замечена активность по поводу сохранения своей "анонимности" в сообществах, которые они мониторят в свободное время. Например, если выложить фотографию кого-нибудь из коллег по выбиванию денег с пассажиров, они могут настоять на том, чтобы этот медиа-материал удалили.

Контролёр-ревизор - по своей сущности аналогичен "кокону", но работает на МТППК. Работают исключительно на Ленинградском направлении, изредка направляются дальше Твери. Изначально, было принято на работу 25 человек из числа лучших простых контролёров (этакий карьерный рост). Сейчас штат ревизоров расширен в несколько раз, в первую очередь - из-за необходимости подавления безбилетного проезда в "Ласточках", которые ходят как простые электрички.

Работают бригадами по 5 человек, готовы без всяких вопросов побегать за безбилетниками. В отличие от ЦППК, отлов безбилетников часто сопровождается удерживанием и отправкой в линейный отдел полиции для оформления акта безбилетного проезда там (если безбилетник отказывается оформляться непосредственно в поезде). Драки, стычки и прочие проявления агрессии есть, но они проявляются гораздо реже, чем у "коконов".

Работают как в рабочие, так и в выходные дни, однако, по выходным, численность ревизоров, как правило, ощутимо меньше.

Как и их коллеги с МЖД, ревизорам также периодчески меняли форму (говорят, сейчас процесс замены формы снова пошёл). Также, ревизор - это всегда лицо мужского пола.

Меры противодействия

При одиночном противодействии - держаться подальше (на 2-3 вагона минимум) и не подавать виду, так как если ревизор или "кокон" увидит признаки безбилетника, то он может бросить всё и направиться прямо к вам. Молотить языком будет крайне сложно и нудно против толпы дядечек, а молотить кулаками - и подавно. Возможно, будет целесообразнее пропустить поезд и поехать на следующем (если это, конечно, не последний перед перерывом, в которых контролирующие лица и любят кататься).

При коллективном противодействии методы могут быть самыми непредсказуемыми, в зависимости от контингента, сплочённости, уверенности в своих силах и прочих параметров - здесь можно как и весело и задорно обломаться, так и выкинуть контролёров на полустанке в полном составе (и да, такие случаи были).