Вчера Верховный суд передал в СКЭС жалобу авиационного завода в рамках дела о банкротстве. Его сделку с должником признали совершенной с предпочтением, но завод в обжаловании дошел до высшего суда.
И снова под прицел судебных органов попал договор цессии
Дело о банкротстве в отношении должника возбудили в ноябре 2014 года, в марте 2015 – ввели наблюдение, в июне 2017 – признали несостоятельным.
Незадолго до начала банкротства, в сентябре 2014 года, должник уступил авиазаводу требование к обществу в размере 18,6 млн. рублей.
В свою очередь, авиационный завод списал задолженность должника по водоснабжению и водоотведению на 18,6 млн. рублей. Из них 12,1 млн. покрывали задолженность должника с мая по сентябрь 2014 года, а оставшаяся сумма относилась к будущему обязательству должника перед авиазаводом.
Общество, требование к которому было уступлено, погасило задолженность перед авиазаводом.
Конкурсный управляющий должником попросил признать цессию недействительной по основаниям ст. 61.3 закона о банкротстве.
Мнения судов разделились
✔В первой инстанции заявителю пошли навстречу. Суд указал на приоритетность удовлетворения требования завода по отношению к другим кредиторам. Были даны пояснения, что на момент совершения сделки авиазавод знал о финансовом неблагополучии должника.
✔Апелляция посмотрела на вопрос иначе. Здесь произвели подсчет, в результате чего указали:
- до возбуждения дела о банкротстве задолженность перед авиазаводом составляла 7,1 млн. рублей;
- после возбуждения дела – 11,4 млн. рублей.
Суд посчитал, что завод не мог знать о неплатежеспособности должника. И в результате сделки вред кредиторам причинен лишь в части 7,1 млн. рублей.
✔Суд округа отменил определение апелляционного суда, оставив в силе акт первой инстанции. Аргумент был такой: не важно, текущая или реестровая задолженность должника погашена. Важно, что он утратил право на получение от общества 18,6 млн. рублей.
✔Авиазавод обратился в Верховный суд с просьбой оставить в силе акт апелляционной инстанции. Спор рассмотрят 20 февраля 2020 года.
Источник: определение Верховного суда №302-ЭС16-8804 от 9 января 2020 года.
⚠️ Еще одно оспаривание договора цессии, рассмотренное Верховным судом