Новый год начался с того, что Дмитрий Медведев утвердил план приватизации на 2020-2022 гг., что характерно – приватизироваться будет федеральная собственность, ну то есть то, что построено на деньги налогоплательщиков… Впрочем, ничего нового в этом нет… Все это мы уже проходили…
У этой новости есть и характерные истеричные нотки, которые рождены не только непониманием факта необходимости передачи в частные руки почти девяноста предприятий, на сотню больше акционерных обществ и тысяч государственных объектов, но и тем, что процесс, как и все в нашей стране, будет проходить, мягко говоря, «кривовато».
Из самого лакомого: в бизнес будут отданы ВТБ, Новороссийский и Махачкалинский порты и пара значимых «алкогольщиков»: типа Росспиртпром и Кизлярский коньячный завод. Кроме того, условно частным станет и аэропорт Шереметьево… В общем, взять есть что. Главное – не проспать…
Несмотря на сильное лобби, включить в план приватизации Аэрофлот и РЖД не получилось, но есть оговорка, что список может быть дополнен в процессе… Поэтому, скорее всего, так и будет после того, как первая волна «народного негодования» пройдет и утихнет.
Цели, как всегда, благие: повышение конкуренции и привлечение сторонних инвестиций. Механизм, пока что вроде бы щадящий: в стратегических компаниях государство будет снижать свою долю до 50% + 1 акция, изо всех остальных может вообще выйти.
Но вернемся к кривоватости процесса, которая очень наглядно видна на примере пресловутого аэропорта, где будет приватизирована вся инфраструктура, но основной игрок на рынке перевозок Аэрофлот останется под контролем государства. И тут намечается две ветки развития:
- В условиях рыночной экономики государству придется поддерживать соразмерную с рыночной расходную часть, то есть платить аренду и оплачивать инфраструктуру по вполне себе рыночным расценкам, потому что иначе новые собственники просто не смогут удержать актив на плаву и в хорошем состоянии;
- Новым собственникам придется мириться с тем, что основным потребителем остается государство, которое вполне может позволить себе закрыть глаза на рыночные расценки и платить столько, сколько посчитает нужным, при этом не забывая «пилить расходы» на всех уровнях.
И если первый путь еще можно назвать более или менее адекватным, то, к нашему большому сожалению, скорее всего, будет выбран именно второй… И диктовать условия будут чиновники, а мы в очередной раз получим невероятно дорогостоящие проекты, расходная часть которых невообразимо завышена. И что характерно – платить за это будут из бюджета…
Примерно те же проблемы прослеживаются и в других крупных предприятиях… Сложно «мечтать» о том, что бюджетный, но вполне удобоваримый кизлярский бренди станет качественнее и дешевле, если его производить в условиях настоящей рыночной конкуренции. Скорее всего, последствием такой передачи в частную собственность будет банкротство завода, обусловленное огромными накладными расходами, которые окажутся в цене, ну, скажем честно, не самого лучшего напитка на рынке…
Что в итоге? Все та же отработанная в 90-х схема: предприятие, которое жило и работало за счет государства, медленно, но верно погибает, люди теряют рабочие места, а производство «забывает» отработанные технологии…