Основные правила составления бизнес-плана
Чтобы бизнес-план был рабочим, важно соблюдать несколько правил. Сегодня я расскажу вам о том, какие правила необходимо учитывать, чтобы составить действующий бизнес-план.
1) Краткость – сестра таланта. Относительно бизнес-плана – это золотая истина. Ваш план не должен состоять из 100 страниц. Ведь если ваша цель найти инвесторов, вряд ли кто-то захочет тратить время, чтобы прочитать такое количество страниц😬
2) Знание целевой аудитории – обязательно! Пишите бизнес-план на языке, который будет понятен вашей целевой аудитории. Особенно этот совет актуален, если вы пишите бизнес-план для инвесторов. Они не будут тратить свое время на то, чтобы искать значение непонятных слов. Поэтому излагайте мысли на языке читателей📝
3) Страху нет места. Некоторых людей пугает даже само слово бизнес-план. Им кажется, что это нереально составить этот документ. Тем более, самому. На самом деле, составление бизнес-плана не такое сложное дело. Если вы горите своим делом, то вам будет совсем не сложно изложить свои мысли на бумаге. Причем начать можно всего с 1-2 страниц главных мыслей, идей и расчетов👍
4) Посмотрите примеры других бизнес-планов. Перед тем как написать бизнес-план, лучше посмотреть на образец бизнес-плана компании в своей отрасли. Вы сможете понять как он должен выглядеть, как правильно сделать расчеты, что включить в бизнес-план, особенности отрасли и т.п.
Это четыре основных правила, соблюдение которых помогут сделать бизнес-план привлекательным и продающим.
Структура бизнес-плана
1) Титульный лист. На нём отражается название проекта, название организации, которая будет заниматься его реализацией, место расположения организации, номер телефона, дата и время составления бизнес-плана☝️
2) Меморандум о конфиденциальности. В данном разделе прописывается информации о том, что никто не имеет право копировать информацию без разрешения автора
3) Резюме. В этом разделе вы кратко рассказываете, о чем будет бизнес-план в целом. Информация должна быть оформлена очень продумано, так как от него исходит первое впечатление инвесторов о бизнес-плане.
В целом структура резюме может быть следующей:
- · описание;
- · обеспеченность ресурсами;
- · как будет реализовываться;
- · в чём заключается уникальность проекта;
- · сумма инвестиций;
- · прогноз прибыли;
- · как будут возвращаться займы инвесторам;
- · эффективность проекта.
4) Цель бизнес-плана. В данном разделе необходимо рассказать, с какой целью вы пишите бизнес-план. Также необходимо кратко описать ваш товар или услугу, его основные выгоды и преимущества💪
5) Анализ рынка. Здесь приводятся результаты маркетинговых исследований, а также анализ положения конкурентов в данной отрасли. Очень часто этот раздел инвесторы смотрят в первую очередь. Поэтому, постарайтесь составить его очень грамотно и продумано🧐
6) Положение предприятия в целом. Необходимо полностью описать положение товара или услуги на рынке. И основные характеристики: виды деятельности организации, а также перечень продаваемых товаров или оказываемых услуг. Описывается правовая форма предприятия, учредители и персонал.
Далее следует ряд данных:
- · основные экономические показатели деятельности организации;
- · адрес предприятия, тип помещения, необходимость в проведении ремонта или реконструкции;
- · специфика работы предприятия – часы, дни и недели.
Цель этого раздела – предоставить инвестору основные доказательства целесообразности существования проекта с экономической точки зрения
7) Описание продукта. В данном разделе должна быть информация о том, какие потребительские характеристики и преимущества имеет продукция, а также основные преимущества, которые имеет фирма перед конкурентами.
Этот раздел имеет следующую структуру:
- · описание и наименование продукта;
- · область его применения и основное назначение;
- · описание характеристик;
- · конкурентные преимущества;
- · авторские права, если таковые имеются;
- · сертификат качества, гарантии;
- · экологичность продукта;
- · эксплуатация и сервис