Найти в Дзене
Непопулярное мнение

Это не плагиат

Оглавление
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Наверное, увидев заголовок и картинку, вы решили, что здесь будет подробно рассматриваться, чем именно отличается "Милый во Франксе" от "Евангелиона"? Но, на самом деле, чтобы доказать, что "Франкс" не плагиат "Евы" достаточно просто понять, что такое "плагиат". И вот самому понятию плагиата и будет посвящён сегодняшний доклад кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Наверное, увидев заголовок и картинку, вы решили, что здесь будет подробно рассматриваться, чем именно отличается "Милый во Франксе" от "Евангелиона"? Но, на самом деле, чтобы доказать, что "Франкс" не плагиат "Евы" достаточно просто понять, что такое "плагиат". И вот самому понятию плагиата и будет посвящён сегодняшний доклад кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики.

Что такое плагиат?

Плагиа́т — умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе[1].

Обратили внимание на выделенные слова? Даже если экстраполировать самые суровые законы об авторском праве на весь мир и решить, что они - истина в последней инстанции, выходит, что копирование идеи и тропов не является плагиатом, плагиатом является попытка выдать чужой труд за свой.

Искусствоведческий троп - готовая и получившаяизвестность формулы (например, амплуа, сюжетный ход или штамп), используемая в произведении

"Франкс" не является плагиатом "Евы" просто на основании того факта, что никто не пытается выдать "Франкс" за первоисточник "Евы". Он просто использует те же самые идею и тропы, что и "Ева". Не более того. Это не является незаконным присвоением себе результатов чужого творческого труда. Это даже не "производное творчество", как написание фанфикшена. Используя ту же идею и те же тропы, создатели "Франкса" создали новое произведение. Они похожи лишь для поверхностного взгляда. Общего у Аски и О-Ни столько же, сколько общего у Касанэ и И Жун.

Нет, ну а что? Тропы ведь одни и те же, и даже идея похожа: и там и там некрасивая девушка получает мистически образ стать красивой, но из-за его особенностей вынуждена для поддержания своей красоты совершать ужасные поступки за гранью морали.
Нет, ну а что? Тропы ведь одни и те же, и даже идея похожа: и там и там некрасивая девушка получает мистически образ стать красивой, но из-за его особенностей вынуждена для поддержания своей красоты совершать ужасные поступки за гранью морали.

А при чём тут патент?

Если бы использование идеи было чем-то плохим, тогда понятие "патента" стало бы бесполезным. Что такое патент?

Патент — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца либо селекционного достижения.

Появление патентного права привело к тому, что авторы технологий перестали бояться раскрывать секреты своих технологий. Абсолютно любое запатентованное изобретение становится общедоступным. Любой желающий может изучить схему запатентованного образца. Однако, использовать эту схему он не сможет. Это будет, так сказать, "технологическим плагиатом". Однако, использовать полученные знания для реализации той же идеи другим путём вы в праве.

В конце концов, даже самый упёртый баран не сможет отрицать, что "рыжеволосая зажигалочка" О-Ни и "рыжеволосая зажигалочка" Аска имеют разный дизайн, разную манеру речи и разную жестикуляцию. И дизайн О-Ни сам по себе иконический. Иными словами, у "Франкса", использующего схожие с "Евангелионом" идеи и тропы есть собственное уникальное культурное наследие в виде, ну, хотя бы, дизайна О-Ни.

У Плагиата культурного наследия не может быть по определению.

Если мне вас всё ещё не удалось убедить, тогда давайте вспомним про такую студию, как "Zynga", прославившуюся тем, что уверенно слизывала 1 в 1 игры Electronic Arts, включая серию Sims, вплоть до конкретных механик и расположения кнопок. Однако, Zynga изменяла дизайн этих самых кнопок, а механики повторяла при помощи уникального программного кода. Многочисленные суды "Электроники" проиграли. Повторять удачное расположение кнопок и игровые механики - не преступление. В конце концов, если кто посчитает нужным, он может вдохновиться тем же самым удачным дизайном кнопок Zenga... правда, дизайн там был такой, что Артемий Лебедев его бы оценил очень однозначно.
Если мне вас всё ещё не удалось убедить, тогда давайте вспомним про такую студию, как "Zynga", прославившуюся тем, что уверенно слизывала 1 в 1 игры Electronic Arts, включая серию Sims, вплоть до конкретных механик и расположения кнопок. Однако, Zynga изменяла дизайн этих самых кнопок, а механики повторяла при помощи уникального программного кода. Многочисленные суды "Электроники" проиграли. Повторять удачное расположение кнопок и игровые механики - не преступление. В конце концов, если кто посчитает нужным, он может вдохновиться тем же самым удачным дизайном кнопок Zenga... правда, дизайн там был такой, что Артемий Лебедев его бы оценил очень однозначно.

Постмодерн

Как говорится, "нот всего семь". Идеи и даже целые тропы - это лишь кирпичики из которых можно построить что-то новое. В конце концов, произведения в структуре "мономифа" несмотря на то, что являются, буквально, одним и тем же набором устойчивых тропов с предсказуемыми началом и развязкой. Никто не говорит, что "Человек-Паук", "Властелин Колец" и "Звёздные Войны" - суть плагиат, хотя в каждом из них используется классическая структура мономифа.

Проклятье, да сама современная культура основана на постоянных отсылках на культурное наследие. Деконструкция, реконструкция, референс или полемизирующее произведение: все они имеют ценность только потому, что до них было то, на что они опираются. Если касаться тех двух произведений, что стали кликбейтом, очевидно, что "Франкс" по отношению к "Еве" - полемизирующее произведение.

То есть, новое во "Франксе" есть не только в вопросе дизайна. Просто полемика вышла неудачной. На макроуровне подход "Франкса" к идее мне, как стороннику прогресса и оптимисту ближе, чем подход "Евы". Просто на микроуровне у "Франкса" слишком много косяков. Никто не будет слушать оратора, высказывающего хорошую идею косноязычно и с заиканием.

Никто и не стал. Иначе вопрос о плагиате со стороны "Франкса" по отношению к "Еве" был бы закрыт давным давно: заметили бы, что в одних и тех же ситуациях персонажи из "Франса" поступают совсем иначе, чем аналоги из "Евы". Чёрт возьми, там, где Синдзи силком не затащишь "в грёбанного робота", Хиро печалится, что ему нельзя "в грёбанного робота". Но это всё лишь непопулярное мнение.

На следующей неделе поговорим о подходе Гегеля к логике, как меня попросили под статьёй о логическом квадрате.
Завтра поговорим о перспективах жизни человечества в океане.
А послезавтра поговорим о лучшей машиниме на свете.
Ну а до тех пор... да будет холивар в комментариях: кто лучше О-Ни или Аска?