Найти в Дзене
Морская коллекция

Крейсера. Скромный свидетель битвы при Ла Плата. "Уругвай".

Оглавление
Я никогда ловить не стану взгляд
тупого и надменного магната,
выпрашивая денег и наград:
я королевский пурпур видеть рад
лишь на плечах горящего заката.
(Амадо НЕРВО)

Восточное побережье реки Уругвай освободилось от испанской колониальной власти в 1814 году. Но в 1821 году эти земли были захвачены бразильцами. Освободиться от агрессоров удалось только в 1825 году, призвав на помощь бывших соседей по вице-королевству Рио-де-ла-Плата, ныне Аргентину. С тех пор политический класс Уругвая расколот на проаргентинскую (Бланко) и пробразильскую (Колорадо) партии. На балансе интересов двух крупных соседних стран и укрепилась независимость Уругвая. Попытка Парагвая в 60-е годы вмешаться в это равновесие и получить выход к морю привела к многолетней и кровопролитной войне Тройственного союза (Аргентина, Бразилия, Уругвай) против Парагвая, который был в итоге повержен.

Еще в начале войны за независимость повстанцами был создан небольшой флот во главе с ирландцем Доном Педро Кэмпбеллом («Гаучо адмирал») и были выданы полсотни каперских патентов. В 1863 была учреждена Морская школа, сам же флот предполагался небольшим, только для подготовки кадров. Школа, правда, вскоре закрылась. С флотом в Уругвае все было очень скромно. Одни канонерки.

До поры до времени. В начале 20-го века экономика Уругвая несколько ожила на развитии мировой торговли и у уругвайского флота снова появились амбиции. Президент доктор Клаудио Уиллиман (1907-1911) приложил значительные усилия для модернизации военно-морского флота, рассматривая это как требование «суверенитета и престижа» государства. При нем в четвертый раз открыли Морскую школу в 1907 году. Был создан Национальный док. Были заказаны или куплены несколько кораблей и судов. Хотя сам Уиллиман был лишь временным президентом, между сроками своего шефа по партии Колорадо Хосе Батль-и-Ордоньес, он смог воплотить свое понимание развития уругвайского флота на ближайшую пару-тройку десятилетий.

Первым крупным его приобретением стал пожилой (21 год) эльсвикский крейсер, заложенный Армстронгом на спекулятивных началах в далеком 1884 году. В процессе постройки крейсер уже пошел по рукам-был греческим, турецким, а вошел в строй итальянского флота уже в 1887 году как «Догали». В 1908 году уругвайцы купили его и 29 января 1908 года над ним появился уругвайский флаг, он стал первым крейсером страны. Он был переименован в «Монтевидео». Прослужил, кстати, до 1932.

Приобретению столь явного антиквариата возникла сильная оппозиция в парламенте, но морскому лобби удалось доказать соответствие цены и качества для выполнения обязанностей учебного корабля с бонусом в виде 152 мм пушек.

Тем не менее аргументы депутатов в пользу современных кораблей моряки также смогли обратить себе на пользу. Они добились финансирования заказа нового и самого современного корабля! Еще бы, новый корабль должен был называться...«Уругвай».

Между первым и вторым перерывчик небольшой.

Морской штаб остановился на варианте крейсера второго ранга, техзадание которого разработали в Уругвае на основе бразильского минного крейсера типа «Тупи». Подрядчиком из 27 конкурсных предложений выбрали германскую верфь "Вулкан" из Штеттина. Строительство проходило под контролем несколько офицеров-уругвайцев, которых, впрочем, жалованьем и командировочными снабжали крайне нерегулярно.

Спуск на воду «Уругвая» на верфях Vulcan в Штеттине, Германия, 12 апреля 1910 года.
Спуск на воду «Уругвая» на верфях Vulcan в Штеттине, Германия, 12 апреля 1910 года.
-3

Крейсер оказался одним из последних боевых кораблей с таранным шпироном. По европейскими стандартам его можно было отнести к торпедным канонерским лодкам ( Cañonero - torpedero) или минным крейсерам. Иногда использовались обозначения-скаут и авизо.

На воду крейсер спустили 12 апреля 1910 года, его крестной матерью стала супруга главы уругвайской комиссии по контролю строительства крейсера- сеньора Сара де Калвейра. Всем присутствующим были розданы специальные памятные медали.

Экипаж нового крейсера сформировали в основном из экипажа "Монтевидео", другие просто не имели опыта службы на столь крупных кораблях. 20 августа 2010 года крейсер вошел на рейд Монтевидео под залпы салютов и радостные крики горожан.

Но прослужил долго, более 40 лет, пока ему на замену не поступили два бывших американских эсминца. Основной его заслугой стала подготовка курсантов для флота.

-4

-5

-7
-8

«Уругвай» Uruguay Vulcan, Штеттин, Германия. Заводской номер 302. Заложен в апреле 1909. спущен на воду 12 апреля 1910. Вступил в строй 23 июля 1910. Списан 15 мая 1951. Продан на лом в августе 1962 года.

Водоизмещение 1150/ 1400 тонн(нормальное 1176 тонн, полное 1250 тонн), длина 81,0 /84,05/85 м, ширина 9,4-9,5-9,75 м, осадка 3,1-3,6 м.
Броня: палуба 17 мм никелевой стали над котлом и паровыми машинами. Рубка 25 мм.
Двигатели-две паровых машины тройного расширения, 4 Котла Нормана, 5700-6000-8000 л.с., 2 винта. Скорость 23 узла. Запас угля 210 тонн. Дальность 3000 миль при 12 узлах. Экипаж 125- 160 человек или 120 человек (12 офицеров) и 20 курсантов
Вооружение: два 120-мм/45 скорострельных орудия Skoda , четыре 75-мм 12-фунтовых /40 EOC N, шесть мелкокалиберных 37 мм/40 орудий Vickers, 4-6 пулеметов 7 мм. Два 457 мм торпедных аппарата.

Крейсер был оснащен радиостанцией "Телефункен".

-9

Стальной корпус с высоким полубаком делился на 10 водонепроницаемых отсеков. Помещения имели паровое отопление, электрическое освещение и вентиляцию для жаркого климата. Мебель изготавливалась из стали, из дерева был изготовлен лишь настил на верхней палубе. Корабль имел две легких мачты для сигналов и крепления антенн.

Машинное отделение с бортов защищали коффердамы с пробкой и угольные ямы.

По артиллерии имеются некоторые разночтения-если главный калибр был представлен 45 калиберными 120 мм пушками Шкода, то 76 мм пушки относят как к 45 калиберным Шкодам, так и к 40 калиберным творениям эльсвикских умельцев.

Из шести 37 мм автоматов Виккерс-Максим через несколько лет осталось 4. Пулеметы -7мм Виккерсы.

120 мм орудия закрывали броневые щиты с трех сторон и сверху. Две погонные 75 мм стояли в казематах главной палубы с орудийными щитами, две ретирадные пушки-в открытых установках с небольшими щитами. Четыре 37 мм размещались на крыльях носового мостика, две-кормового.

Торпедные аппараты стояли по бортам на главной палубе и стреляли через специальные порты.

Силовая установка включала две вертикальные паровые машины тройного расширения и 4 водотрубных котла Нормана.

Модель Морского музея
Модель Морского музея

Новый крейсер бросил якорь в Монтевидео 20 августа 1910 года. Гордость уругвайского флота работал учебным кораблем, а сам флот, после кратковременного пассионарного взрыва вновь вернулся к рутинной службе.

 Во время учебной поездки курсанты Военно-морского училища провели на борту несколько упражнений, в том числе артиллерийские стрельбы
Во время учебной поездки курсанты Военно-морского училища провели на борту несколько упражнений, в том числе артиллерийские стрельбы
Учения по пуску торпед и обучение торпедной механике на борту Uurguay
Учения по пуску торпед и обучение торпедной механике на борту Uurguay
-15

К началу второй мировой войны командование уругвайского флота почувствовало, что в случае каких-либо неурядиц старого крейсера маловато будет. В ноябре 1935 года в Италии заказали три сторожевых корабля. Позднее, еще даже не вписавшись в 1945 году в войну на стороне союзников, уругвайцы приватизировали находящиеся в Монтевидео суда под флагами стран оси (два итальянских и два захваченных немцами датских). На них были назначены военные экипажи и флот пополнился бывшими итальянскими и датскими судами, переименованными в «Монтевидео», «Мальдонадо», «Роча» и «Колония».

Заодно уругвайцы модернизировали и свой флагман-крейсер «Уругвай». В 1940 году вместо двух кормовых 75 мм установили по одному 57 мм и 47 мм орудию. Уже не для огневой мощи-а в учебных целях. В 1942 году Уругвай подключили к ленд-лизу и уругвайцы смогли основательно восстановить корабль. Спонсоны убрали, перестроили рубку, убрали все пожароопасные материалы. Замену артиллерии и переход на жидкое топливо посчитали нецелесообразным вследствие большого износа.

-16

В истории крейсер отметился дважды:

  • в 1919 году на его борту на родину были отправлены останки мексиканского посла, а по совместительству известного в Южной Америке поэта Амадо Нерво. Сопровождал «Уругвай» солидный эскорт-аргентинский крейсер "9 июля" и присоединившиеся в Карибском море крейсера "Куба"(Куба), "Сарагоса"(Мексика) и бывший крейсер "Марискаль Сукре"(Венесуэла)..
  • 13 декабря 1939 года во время учебного похода с курсантами военно-морского училища, крейсер стал невольным свидетелем боя между германским броненосцем « Адмирал Графф Шпее» и британскими крейсерами «Аякс», « Эксетер» и «Ахилес» (битва при Рио-де-ла-Плата). Именно благодаря присутствию «Уругвая» участниками боя был хотя бы частично соблюден уругвайский нейтралитет в отношении территориальных вод страны.
-18
-19
 Крейсер Uruguay, 28 декабря 1920. Церемония по встрече американского госсекретаря Колби.
Крейсер Uruguay, 28 декабря 1920. Церемония по встрече американского госсекретаря Колби.
28 декабря 1920. Церемония по встрече  Колби.
28 декабря 1920. Церемония по встрече Колби.

Крейсер Uruguay встречает чилийского посла, 1921
Крейсер Uruguay встречает чилийского посла, 1921
Крейсер Uruguay встречает чилийского посла, 1921
Крейсер Uruguay встречает чилийского посла, 1921
Крейсер Uruguay, ~1916
Крейсер Uruguay, ~1916

Uruguay швартуется с американским министром на борту
Uruguay швартуется с американским министром на борту
На горизонте  силуэт аргентинского крейсера «9 de Julio», который сопровождал уругвайский крейсер в Мексику.
На горизонте силуэт аргентинского крейсера «9 de Julio», который сопровождал уругвайский крейсер в Мексику.

   

Пейзаж Магелланова пролива
Пейзаж Магелланова пролива
-28

Указом 15 мая 1951 года крейсер был исключен из списков флота с последующей продажей на слом.

3 мая 1952 года уругвайские флаги подняли два американских эсминца, купленных Уругваем. Они получили имена "Антигос" и "Уругвай".

В 1962 году корпус старого крейсера был продан за 90 тысяч песо.

Ныне флагманом уругвайского флота с 2008 года является фрегат ROU 01 "Уругвай", ранее "Жоао Белу"F480, один из четырех фрегатов, построенных во Франции по заказу Португалии в 1967 году. Два таких фрегата проданы Уругваю в 2008 году (второй-как донор запчастей).

В честь крейсера уругвайская почта выпустила почтовую марку. У Морского музея в Монтевидео можно увидеть дальномер и 75 мм орудие, а внутри выставлен его пулемет Виккерс-Максим.

-29

Больше, лучше и подробнее здесь:

-30

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам