Вторжение СССР в Иран в 1982 году
Весной 82 года 79 вертолётов с десантом пересекли границу Ирана.
Два батальона советских десантников , уничтожили асфальтный завод и вступили в бой с иранской авиацией и пехотой...
Операция «ЮГ»
Командование ограниченного контингента было обеспокоено поступающими развед данными о укрепрайоне душманов Рабати-Джали, находящимся на стыке афганской, иранской и пакистанской границ. В нем осуществлялось масштабное производство опиума-сырца, который вывозился за границу, а в обмен туда приходили доллары и обмененное на них оружие.
На территории базы размещались склады с оружием и боеприпасами.
Особый интерес вызвала информация о том, что на территории базы были обнаружены двадцать продолговатых ящиков в отдельном хранилище под усиленной охраной. По информации, в ящиках находились какие-то трубы, по описанию похожие на ПЗРК «Стрела». Советская разведка еще в декабре 1981 года располагала информацией об этих ПЗРК.
Была разработана операция "Юг" для уничтожения укрепрайона. Операция была сверхважной. Об этом говорит факт, что советское руководство не поставило о ней в известность афганских союзников - боялись утечки.
Сразу после авиаудара бомбардировщиков Су-17 предполагалось высадить десант, захватить господствующие высоты, блокировать базу, силами десанта уничтожить живую силу, склады наркотиков и вооружения и, естественно, захватить ПЗРК.
Ошибка
В результате ошибки в навигации группа отправилась за 12 километров за границу Ирана.
Экипаж Ми-9, заметив характерные наземные ориентиры - три кишлака, реку, мост - пошел дальше, ведя всю группу. Через некоторое время штурман понял, что группа пересекла границу Афганистана, но полковник Апрелкин настоял на продолжении полета. Капитан пытался убедить полковника, что они уже в Иране, но старший по званию отдал прямой приказ и даже своей рукой обозначил на карте место, где они, по его мнению, находились. Бортовой самописец беспристрастно зафиксировал их спор, что потом спасло капитана при разбирательстве.
Заместитель командира эскадрильи майор Бабенко увидел движущейся по дороге автобус, пассажиры которого вообще не реагировали на летящие над ними вертушки. Десантники увидели линию телеграфных столбов и поняли, что они на территории Ирана. Дело в том, что в Афгане дерево ценилось на "вес" золота и найти хоть один деревянный столб было не возможно.
Но здесь вмешался случай. Десантники заметили строение, очень похожее на то, о котором сообщила разведка. Поблизости располагалась вышка охраны. Было принято решение десантироваться.
Десантники открыли огонь из миномётов, к объекту выдвинулась группа захвата. В скоре выяснилось, что это Иранский асфальтовый завод, к счастью в такое раннее время рабочих ещё не было на месте.
Штурман Ан-30 старший лейтенант М. И. Рябошапко, разобравшись в обстановке, немедленно передал следующее сообщение: «Вы в 12 километрах на территории Ирана, возле населенного пункта Хормек. Срочно эвакуируйте десант и уходите».
Вдруг десантники услышали звук приближающегося самолёта и решили, что это наш МиГ-23. Но это оказались «Фантомы» иранских ВВС. Они открыли огонь ракетами AIM-9 Sidewinder, одна из которых взорвалась, ударившись о землю, а вторая упала плашмя и разломилась.
На смену первой паре «Фантомов» пришла вторая и обстреляла вертолеты из пушек. В это время МиГи прикрытия наконец-то добились устойчивого захвата «Фантомов», но без прямого приказа из Москвы огня не открывали.
Два Ми-8, получили повреждения от "Фантомов" их пришлось уничтожить.
Нашим вертолётам удалось покинуть Иран до того как на место подоспели танки и пехотный батальон.
Самое удивительное в этой хаотичной операции - низкие потери. Иранцами и афганцами были подбиты несколько вертолетов, которые находилсь на земле. Но никто не был убит - были только легкораненые.
Операцию выполнили вторым заходом в тот же день, но внезапного удара не получилось, моджахеды уже были предупреждены.
Уникальность операции «Юг» заключалась в том, что она проводилась исключительно советскими подразделениями, с доставкой и эвакуацией десанта из района боевых действий на вертолетах. Отсутствие в составе десанта артиллерии потребовало улучшить взаимодействие с авиацией. Если судить объективно, операция была хорошо спланирована. Даже грубая навигационная ошибка привела к потере лишь четырех вертолетов, и то на земле. Людские потери составили не более десяти легкораненых. Но были очевидны и просчеты: ориентирование в полете осуществлял командир ведущего вертолета. Командиры десантных подразделений не следили за маршрутом и начали ориентироваться только после высадки, Ан-30 мог более точно навести вертолеты с десантом на площадки для десантирования. Полковник Апрелкин был снят с должности и отправлен в Советский Союз.
Позже иранский МИД заявил:
что Иран, видя явную непреднамеренность действий и дорожа добрососедскими отношениями с СССР, не стал доводить дело до вооруженного конфликта, а просто принял меры по оттеснению нашей группировки.
Советское руководство признало ошибку, принесло публичные извинения и выплатило компенсации семьям погибших иранцев.
Благодарю, что дочитали до конца!
Ваши лайки и комментарии способствуют развитию канала.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить интересные статьи.