Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Дело Бахтина, открывшего боевой счёт советских подводников (военно-судебный архив)

Александр Николаевич Бахтин
Александр Николаевич Бахтин

Александр Николаевич Бахтин, командуя подводной лодкой «Пантера», в 1919 году открыл боевой счёт советских подводников – потопил английский эсминец «Виттория». А через несколько лет А.Н. Бахтин открыл другой печальный счет, войдя под первым номером в мартиролог репрессированных подводников. Он стал фигурантом дела № 7455, по которому в 1927 году были осуждены 23 бывших офицера...

Картина Н. Е. Бубликова и Г. В. Горшкова. Потопление подводной лодкой Балтийского флота «Пантера» английского эскадренного миноносца «Витториа» у острова Сескар.
Картина Н. Е. Бубликова и Г. В. Горшкова. Потопление подводной лодкой Балтийского флота «Пантера» английского эскадренного миноносца «Витториа» у острова Сескар.

Александр Николаевич Бахтин по праву занимает достойное место среди первопроходцев подводного флота России. Его имя стоит в одном ряду с лейтенантами Н.А. Гудимой, С.Н. Васильевым, С.Н. Белкиным, И.Н. Ризничем и др.

А.Н. Бахтин родился 4 июня 1894 года. В 1914-м окончил Морской кадетский корпус, стал мичманом, в 1916-м – подводный офицерский класс. В годы войны он служил вахтенным начальником на подлодке «Кайман» и старшим офицером на ПЛ «Волк». Затем стал её командиром.

На «Волке» Бахтин совершил 8 боевых походов, в ходе которых было потоплено четыре вражеских транспорта. Причем, 17 мая 1916 года эта легендарная лодка под командованием И.В. Мессера уничтожила сразу три германских транспорта («Гера», «Кольга» и «Бианка»), став самой результативной подлодкой России. Весь экипаж был награжден тогда орденами и медалями. Бахтину вручили орден Святой Анны 4 степени с надписью «За храбрость».

Вскоре после революции Бахтин уволился с флота по собственному желанию, ходил по морям капитаном торгового судна. Но в ноябре 1918 года возвратился в РККФ и получил под свое командование подводную лодку «Пантера» (ПЛ типа Барс).

Балтийский флот в то время был ослаблен как никогда. Лишь немногие корабли и подлодки могли выходить в море. Англичане же вели себя в Финском заливе, как хозяева.

ПЛ «Пантера» оказалась одной из немногих боеспособных лодок, укомплектованной профессионалами своего дела. Помощником командира был А.Г. Шишкин[1], минером Г.Г. Таубе[2], минным машинистом Ф.В. Сакун[3] и др.

Подводная лодка Пантера (типа Барс)
Подводная лодка Пантера (типа Барс)

Два вражеских эсминца были обнаружены А.Н. Бахтиным около 18 часов. Они стояли на якорях у острова Сескар. «Пантера» маневрировала около трех часов, пока не заняла удобную позицию для стрельбы торпедами. Сближение с противником затрудняли малые глубины, песчаные банки и большое волнение моря. На атакующий курс Бахтин вывел лодку с северо-запада, подойдя к английским эсминцам из-за острова, со стороны заходящего солнца, что обеспечивало маскировку. Командир отдал команду и с дистанции 4 - 5 кабельтовых лодка произвела залп, поразив двумя торпедами «Витторию», один из новых эскадренных миноносцев Англии. Через несколько минут он был уже на дне.

Бахтин, искусно маневрируя, сумел оторваться от преследования и, пройдя под водой почти 80 миль, благополучно возвратился в Кронштадт.

Субмарина находилась в подводном положении, без регенерации воздуха, более 28 часов – случай до этого невиданный. Бахтин установил тогда своего рода рекорд для таких лодок. А потопление эсминца «Виттория» оказалось не только первой, но и единственной в годы гражданской войны победой подводников.

Экипажу объявили благодарность, каждому вручили по новой кожаной куртке. Позже - наградили именными серебряными часами. А в 1923 г. к трем царским орденам Бахтина добавился советский орден Красного Знамени. Он получил эту награду первым из советских подводников.

После знаменитой атаки жизнь и служба у Бахтина складывались в целом неплохо. Он командовал подлодками «Форель» и «Тур», возглавлял дивизион подводных лодок, находился на преподавательской работе, был начальником подводного офицерского класса, написал учебник «Управление подводными лодками. Курс для командного состава флота».

В аттестации Бахтина говорилось: «Является одним из выдающихся знатоков подводного дела, имеет большой боевой и практический стаж»[4].

В 1926 году Александр Бахтин окончил Военно-морскую академию, был назначен командиром отдельного дивизиона подводных Морских сил Черного моря. А через месяц после переезда в Севастополь… его арестовали.

Судебное заседание
Судебное заседание

Дело № 7455 в отношении моряков Балтийского флота было одним из самых крупных в то время. Всех их арестовали в 1926 году, а 28 февраля 1927 года 23 подсудимых предстали перед судебной коллегией ОГПУ по обвинению в создании на флоте контрреволюционной военно-монархической организации[5].

Объединяло арестованных лишь одно обстоятельство – все они являлись бывшими морскими офицерами Российского императорского флота. После Октября 1917 года большинство перешли на службу в РККФ. Так, на момент ареста бывший капитан I ранга П.Ю. Постельников служил в Ленинградском военном порту, капитан II ранга К.В. Вонлярлярский – начальником отдела штаба Морских сил Балтийского моря, мичман Н.Л. Вартенбург – командиром 1-го дивизиона эсминцев, лейтенант Е.С. Велецкий – командиром учебного судна «Комсомолец», мичман Н.Ф. Оболенский – флагштурманом бригады траления и заграждения, мичманы С.А. Ловцов и В.Б. Лесгафт – командирами эсминцев…

По версии следствия, которое вели Виролайнен и Косицкий, уполномоченные 5-го контрразведывательного отделения полпредства ОГПУ в Ленинградском военном округе, все лица, арестованные по делу № 7455, занимались в 1918-1926 годах контрреволюционной деятельностью. Отдельным фигурантам было также инкриминировано наличие несанкционированной командованием переписки с заграницей и проведение антисоветской агитации.

На самом деле, как свидетельствуют материалы этого и других изученных автором архивных дел того периода, в абсолютном большинстве случаев бывших офицеров репрессировали не за реальные противоправные действия, а лишь за их принадлежность к социально-чуждому классу. Под контрреволюционностью понимались политическая неблагонадежность, «контрреволюционные настроения» и зафиксированные секретными сотрудниками антисоветские разговоры.

Так, Николай Фотиевич Оболенский был арестован за то, что на одной из вечеринок, именуемых следователями «сборищами», «исполнил гимн «Боже, Царя храни». А командир минного заградителя «25 октября» Сергей Иванович Сперанский – за то, что устраивал на своей квартире эти самые «сборища бывших морских офицеров, на которых имели место антисоветские проявления».

Копия протеста ГВП 1956 г. по делу А.Н. Бахтина и др.
Копия протеста ГВП 1956 г. по делу А.Н. Бахтина и др.

А.Н. Бахтина арестовали в Севастополе 20 августа 1926 года. Он прибыл в штаб Черноморского флота за месяц до ареста, сменив в должности арестованного в том же году командира черноморского дивизиона подводных лодок H.H. Головачева[6].

Александр Николаевич Бахтин был обвинен в том, что в 1918 году, во время Ледового похода, ушел с подлодки и остался в Финляндии, где дал финнам согласие поработать у них в качестве инструктора подводного плавания. А затем трудился капитаном парохода в артели «Транспортное трудовое товарищество»», организованной бывшими офицерами.

А.Н. Бахтин на допросах категорически отверг все предъявленные ему обвинения. Хотя не отрицал, что некоторое время, после увольнения с флота, действительно работал капитаном парохода в артели «ТТТ». Но она являлась не контрреволюционной, а обычной коммерческой организацией, созданной по инициативе адмирала А.В. Развозова[7] для трудоустройства увольняемых офицеров. По поводу оставления подлодки в Гельсингфорсе Бахтин заявил на допросе, что действительно ему было сделано предложение остаться в Финляндии в качестве инструктора подводного плавания, поскольку финны предполагали закупить у советского правительства подлодки, и он считал, что это предложение согласовано с нашей стороной…

28 февраля 1927 года судебная коллегия ОГПУ приговорила восьмерых к 10 годам концлагерей (В.В. Атрепьева, Ф.В. Васильева, В.В. Дашкевича, П.Ю. Постельникова и др). 14 человек, в том числе А.Н. Бахтин, а также упомянутые Н.Ф. Оболенский и С.И. Сперанский получили от 3 до 5 лет лагерей. Командир эсминца «Железняков» В.Б. Лесгафт был осужден к ссылке в Сибирь на 3 года.

Вместе с А.Н. Бахтиным по делу № 7455 проходил еще один орденоносец – Сергей Александрович Хвицкий. В 1920 году он командовал Азовской флотилией и был награжден орденом Красного знамени за разгром под Бердянском врангелевского флота (7 вымпелов, включая миноносец «Звонкий»).

С.А. Хвицкий, помимо общего для всех обвинения в контрреволюционной деятельности, был обвинен в том, что «присутствуя на одном из сборищ бывших морских офицеров, по просьбе хозяйки снял имевшийся у него орден».

По этому же делу проходили подводники А.В. Томашевич и Ю.В. Пуарэ, о котором уже рассказано в первом очерке.

А.В. Томашевич на момент ареста, произведенного в мае 1926 года, служил флагманским минером бригады подводного плавания Балтийского флота. Он был осужден на 3 года концлагеря, а затем, по отбытии наказания, на основании постановления ОГПУ от 10 июня 1929 года его выслали в Сибирь еще на три года.

А.В. Томашевич
А.В. Томашевич

А.В.А.В. Томашевич, один из немногих подводников, чья пост-гулаговская судьба сложилась удачно. Он стал контр-адмиралом, доктором наук, был удостоен пяти орденов и Сталинской премии.

В отношении большинства осужденных по делу № 7455 коллегия ОГПУ вынесла позже дополнительные постановления. Так, Назарову срок содержания в концлагере был продлен еще на три года, Вартенбурга и Оболенского по отбытии наказания выслали в Северный край на 3 года каждого, ряд лиц лишили права проживания в крупных населенных пунктах.

Что касается А.Н. Бахтина, то ему постановлением коллегии ОГПУ от 5 декабря 1927 года заключение в концлагере было заменено высылкой в село Березово Тобольской губернии сроком на 3 года, а постановлением коллегии от 30 апреля 1929 года он был досрочно от отбытия наказания освобожден.

Из заключения Бахтин возвратился с подорванным здоровьем. 15 июня 1931 года он скончался в возрасте 37 лет.

Имя героя-подводника было забыто и на долгие годы вычеркнуто из истории. В 1954 году его жена, Ольга Петровна, обратилась в Главную военную прокуратуру с просьбой пересмотреть дело мужа. Она писала, что Бахтин возвратился из ссылки тяжело больным и вскоре скончался от туберкулеза, а их дети, дочь и сын, погибли в блокаду.

Определением военной коллегии от 29 сентября 1956 года дело в отношении А.Н. Бахтина и других осужденных было прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления.

Адмирал А.И. Берг писал о своем сослуживце: «А.Н. Бахтин был выдающимся моряком, убеждённым и талантливым подводником, очень умным и образованным человеком и высоких качеств. Он много читал, отлично знал историю флота, морскую технику. Команда его любила за честность и прямоту, правдивость и смелость – он всегда был спокоен и внушал к себе доверие подчинённых. Это был один из наиболее преданных и образованных советских офицеров того времени».

Мемориальная доска, установленная в  2007 года на доме, в котором проживал А.Н. Бахтин (фактически - проживал в 1925 и 1929-1931 гг.).
Мемориальная доска, установленная в 2007 года на доме, в котором проживал А.Н. Бахтин (фактически - проживал в 1925 и 1929-1931 гг.).

[1]Александр Григорьевич Шишкин – капитан 1 ранга, в 30-е годы командовал ПЛ «Звезда», преподавал в УОПП.

[2]Генрих Генрихович Таубе – в 30-е годы первый командир ПЛ «Декабрист», начальник штаба бригады ПЛ, командир 3-го дивизиона ПЛ Морских сил Балтийского моря. В 1934 году погиб при взрыве на ПМЗ «Сталинец» (Л-2).

[3]Фёдор Викентьевич Сакун – капитан 1 ранга, в 30-е годы минер 25-го дивизиона ПЛ КБФ. 20 июля 1938 г. арестован по обвинению в шпионаже, в феврале 1939 года дело было прекращено. Участник Великой отечественной войны.

[4]Цит. по: Галутва И.Г. «Он был убежденным и талантливым подводником...» (на сайте: https://pandia.ru/text/80/243/34056.php).

[5]Здесь и далее: Надзорное производство Главной военной прокуратуры № 56277-39. с. 25.

[6]Николай Николаевич Головачев (1889–1928) – командир отдельного дивизиона ПЛ ЧФ. Арестован 4 мая 1926 г. по обвинению в связях с иностранными служащими консульств. Осужден 24 января 1927 г. коллегией ОГПУ по ст. 58-4 и 58-10 УК РСФСР к 10 годам лагерей. Умер в лагере 6 октября 1928 г. Реабилитирован Прокуратурой Республики Крым в 1996 г.

[7]Александр Владимирович Развозов (1879 – 1920) – военно-морской деятель, в 1917 г. – контр-адмирал, командующий Балтийским флотом.