Все мы используем в речи слово «допотопный» и примерно знаем легенду, явившуюся основанием для возникновения этого слова. Однако история о всемирном потопе встречается не только в Библии: рассказы о глобальной катастрофе, уничтожившей почти всё живое на планете, являются частью многих мифов. Но мифов ли?
На самом деле библейское свидетельство о потопе не является самым древним. Известно об этом стало, в общем-то, случайно и относительно недавно. Во второй половине девятнадцатого века при раскопках ассирийской столицы Ниневии были найдены клинописные таблички, которые в итоге сгрузили в подвал Британского музея. В них любил копаться гравёр-типограф, а по совместительству знаток ассирийской истории Джордж Смит. Он прекрасно разбирался в клинописи и однажды нашёл обломок таблички, расшифровав которую очень удивился. Это была легенда о всемирном потопе.
Шумерский эпос о Гильгамеше, а именно его частью был указанный миф, датируется третьим тысячелетием до нашей эры. По содержанию легенда очень схожа с библейской, однако возраст её лет на 700-800 старше.
«Биография» Гильгамеша записана на четырёх языках: древнейший текст был шумерский, а самый художественный — аккадский. Суть истории сводилась к тому, что Гильгамеш, узнав о великом праведнике Зиусудре, которому боги даровали вечную жизнь, решил с ним познакомиться. Преодолевая препятствия, герой всё-таки добрался до цели, и Зиусудра поведал ему о великом и страшном наводнении, уничтожившем человечество.
Спастись удалось только Зиусудре (в другом варианте — Утнапиштим), который отличался праведностью и был любимцем бога мудрости Энки. Перед тем как устроить катаклизм, боги совещались и даже спорили — не все хотели уничтожить людей. Тем не менее решение было принято, и Энки во сне явился Зиусудре и предупредил его о готовящейся беде. Также, судя по всему, он ему посоветовал смастерить ковчег и спасти животных.
Зиусудра внял предупреждению и, когда настал час Х, заперся на корабле. И правильно сделал, ведь:
"
Дожди лили шесть дней, а после того как сошла вода, ковчег пристал к горе, и Зиусудра возродил человеческий род. Согласитесь, очень похоже на библейскую историю, которую многие считают вымыслом.
Однако историки понимают, что не всякий миф — стопроцентная сказка. Часто легенды базируются на реальных фактах, только значительно приукрашенных художественно. Может ли быть история о всемирном потопе правдой? Почему бы и нет? Нужны доказательства? Археолог Леонард Вулли решил поставить точку в этом вопросе и отправился в Междуречье.
Он раскопал город Ур, где у городской стены сделал несколько глубоких шурфов. В культурном слое начала третьего тысячелетия он обнаружил гробницы царей, а уже под ними — пласт речного ила и ни намёка на цивилизацию. Поначалу Вулли был озадачен, но после решил углубиться ещё — и увидел под трёхметровым слоем ила следы древних поселений! Причём, по его мнению, это была совершенно другая культура.
Полученные данные археолог объяснял следующим образом. Изначально в Междуречье жили неизвестные нам племена, которые были уничтожены грандиозным наводнением. Когда же вода сошла, в этой местности обосновались уже другие люди, шумеры, создавшие древнейшую цивилизацию в мире.
Современные учёные пошли дальше и решили выяснить истинные размеры катастрофы. Исходили они из трёхметрового слоя ила: при таком наносе всё Междуречье, по их мнению, должно было быть затоплено. При этом весьма долгое время вода держалась на уровне восьми метров.
Так что в масштабе жителей Месопотамии потоп действительно виделся всемирным, хотя в планетарных масштабах это событие, конечно, было локальным. Вот и получается, что в каждой легенде есть зерно истины. Во всяком случае, в мифе о всемирном потопе — точно.