В кинофильме «Ирония судьбы» (1975) есть смыслы и моменты, остающиеся за кадром. Например, тема жены Павлика — некоей Иры, в которую Лукашин — судя по репликам — был когда-то влюблён. Вспомните, что сделал Лукашин на свадьбе одного из лучших друзей? Там это всё озвучено в откровениях самого Жени.
Он принародно желал Ирине скорее бросить Павла и уйти к нему — Лукашину. Если учитывать, что в эпоху, когда женились ребята этого поколения, на свадьбах гуляло человек по пятьдесят, я могу себе представить полноту реакции, подогретой всенепременным «самогоном из деревни».
Женёк тактично именует сие: «Был большой скандал». Как он теперь говорит об Ире? «А я у женщин никогда не пользовался успехом, еще со школьной скамьи. Была у нас в классе девочка – Ира, ничего особенного. Но что-то в ней было». Кому говорит? Женщине.
То есть 1) он транслирует, что рядом с ней находится бесполезное нечто, никогда не интересовавшее женщин/девиц/одноклассниц; 2) он сам способен влюбиться в девушку, отвечающую параметрам «ничего особенного». Точнее - в ту, которую он всегда сможет унизить даже постфактум.
Интересно и другое: в бане, когда мужики порядком напились, Женя бросает громкую фразу: «Я — холостой!» То есть ему совершенно не хочется жениться — ни на Гале, ни на ком-то ещё. Он, раскрепостив подсознание водкой + пиво, чётко даёт определение самому себе.
Не только потому, что он привык к определённому стилю уютной жизни под маминым крылом, а просто он жёстко, как в капкане «застрял» в неудачном опыте первой любви. Так бывает.
Он давно не поклонник Иры, но Ира, как мыслеформа, прописалась навеки. Больше того, ему проще занять деньги у незнакомой на тот момент Нади, чем признаться, что у него в Ленинграде есть знакомая Ира (да, застрявшая в командировке, но скорее всего Павлик озвучил место).
Кроме того, он бы мог объяснить, почему Павлик не смог прилететь (допускаю, что они уже объяснились, но Ира могла бы и не поверить — а тут живой, протрезвевший свидетель «действа»).
Но у Лукашина в голове - запрет на эту тему. Уже и Павлик его простил (раз в баню зовёт всё той же компанией), и друзья как-то не напоминают, считая сие студенческим ребячеством, давно ушедшим в историю, но Лукашин — неееет.
У него в голове сидит, что он — полюбил, но его отвергли. Паша не лучше, но взяли его. Поэтому для него самая привычная стратегия: 1) не влюбляться 2) бросать самому, первым. Поэтому и «моя Надя» будет брошена.
Zina Korzina (c)
P.S. Неумело-скучную, натужную версию продолжения 2007 года я вообще не рассматриваю. Этот фильм - вещь в себе и обсужаем именно его.