6 января
Новая неделя на мировых фондовых рынках началась с потерь, тогда как цены на нефть повышаются, а золото подорожало до шестилетнего максимума на фоне обострения геополитической обстановки на Ближнем Востоке.
Такая динамика отражает беспокойство инвесторов по поводу авиаудара США по багдадскому аэропорту на прошлой неделе, в ходе которого был убит влиятельный иранский генерал. Многие опасаются, что это может привести к дальнейшему насилию в богатом нефтью регионе.
В воскресенье парламент Ирака одобрил необязывающую резолюцию о выводе американских войск из страны. Дональд Трамп на это пригрозил ввести санкции и выставить счет на миллиарды долларов, если американские войска буду вынуждены покинуть регион. Ирак занимает второе место в ОПЕК по добыче нефти, поэтому удар по его нефтяной промышленности будет иметь широкомасштабные последствия.
Согласно данным FactSet, золото сегодня подорожало до 1578,50 доллара за унцию, максимума с апреля 2013 года. Цены на нефть Brent подскочили более чем на 1,4% и в один момент превышали 70 долларов за баррель впервые с мая. На момент написания статьи за один баррель Brent давали около 69,52 доллара, а за баррель WTI – 63,66 доллара, что также является максимумом с мая.
Ситуация на Ближнем Востоке "вряд ли сильно улучшится в ближайшее время", отметил Роберт Хоррокс, инвестиционный директор Matthews Asia. Он беспокоится, что дальнейший рост цен на нефть может вынудить потребителей сократить расходы. "Этого может оказаться достаточно, чтобы экономика США вошла в состояние мягкой рецессии", – добавил Хоррокс.
Фьючерсы на американский S&P 500 опустились на 0,6%. В пятницу индекс потерял 0,7% – это его сильнейшее снижение за месяц.
Панъевропейский Stoxx Europe 600 утром упал на 1,2% под давлением химического и технологического секторов, которые снизились на 1,8%. Немецкий DAX потерял почти 2%.
Акции International Consolidated Airlines Group подешевели на 4%, бумаги Ryanair и Air France также падают. Инвесторы нервничают из-за роста цен на топливо и замедления экономической активности. В число лидеров вошли бумаги нефтяных и оборонных компаний, в частности BP, Eni, Total, Repsol, Royal Dutch Shell, BAE Systems и Thales, которые повышаются вместе с ценами на нефть.
Однако не все нефтяные компании выиграли от роста цен на нефть. Бумаги Saudi Aramco за последние две сессии потеряли почти 2%, поскольку инвесторы беспокоятся из-за риска ответных ударов Ирана по нефтяным объектам Саудовской Аравии. На момент написания обзора бумаги Saudi Aramco торговались по 34,25 рияла – это ниже уровня, достигнутого в первую сессию после первичного листинга в декабре, но выше цены IPO на отметке 32 риялов.
Окончательный индекс менеджеров по снабжению (PMI) для сферы услуг еврозоны за декабрь аналитики назвали благоприятным – он вырос до 52,8 с 52,4, тогда как экономисты ожидали неизменного показателя.
Японский Nikkei 225 возглавил падение в Азии, потеряв 1,9%. В отличие от многих других рынков, японские площадки в конце прошлой недели были закрыты, и сегодня инвесторам представился первый шанс отреагировать на обострение напряженности. Ведущие фондовые индексы Гонконга и Южной Кореи потеряли менее 1%. Китайский Shanghai Composite снизился лишь на 0,01%.
Как отметил Оле Хансен, директор сырьевой стратегии в Saxo Bank, опасения на нефтяных рынках не ограничены странами Персидского залива. Парламент Турции недавно выдал правительству разрешение отправить войска в Ливию, которая в 2019 году производила примерно 1 млн баррелей нефти в день.
"Мы переживаем период экстремальной неопределенности, – пояснил Хансен. – Мировая экономика не так сильна, а скачок цен на нефть неблагоприятен для экономического роста".
Даниэль Бриземан, аналитик по драгоценным и промышленным металлам в Commerzbank, не ожидает каких-либо негативных последствий для экономики, включая инфляцию, до тех пор, пока нефть не достигнет уровня 100 долларов за баррель. По его мнению, в случае сокращения поставок страны начнут использовать нефтяные резервы.
Помимо золота, цены на другие активы-убежища также повышаются. Японская иена выросла до трехмесячного максимума против доллара до 108,01. Доходность американских гособлигаций опустилась до 1,78%.