Найти тему

Рынок ждет молодых IT-специалистов или нет?

Интервью с Президентом Junior Specialists Corporation и Главой группы компаний «Медиасфера» (digital-агентство из ТОП 20)
Интервью с Президентом Junior Specialists Corporation и Главой группы компаний «Медиасфера» (digital-агентство из ТОП 20)

Всем привет меня зовут Джей, сегодня, как и обещал, у нас будет интервью с двумя экспертами в своих направлениях: Тимуром Угулава – операционным директором компании Медиасфера, он у нас сегодня будет на стороне digital-агентств и Андреем Гришиным Президентом ООО Корпорация Джей Эс и основателем и генеральным директором компании KRON, который у нас на стороне стартапов.

Сегодня затронем тему инновационных проектов, digital-агентств, реальной стоимости инновационных проектов, как их разрабатывать, куда идти если у тебя возникла “идея на миллион”, но ты не знаешь, как ее реализовать. Стоит ли идти к региональным digital-агентствам, чтобы воплотить свою идею в жизнь или все-таки собирать свою команду и почему. А в конце я приготовил для вас сюрприз!

— Привет парни! Представьтесь нашим читателям чуть подробнее.

Т. — Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Тимур Угулава, и я занимаюсь операционным и стратегическим управлением группы компаний Медиасфера. Отвечаю за то, чтобы в компании появлялись новые продукты, был постоянный рост и развитие. Отдельное моё направление — внедрение Agile методологий в управление бизнесом и маркетинг.

А. — Привет-привет! Меня зовут Андрей, на данный момент с командой мы разрабатываем сервис KRON – совместные поездки по городу и готовим проект к выходу на рынок. Помимо этого, я руковожу онлайн-инкубатором JS Corporation. Нам уже 4 месяца на данный момент разрабатываем 14 проектов из них 3 проекта наших новаторов, активно работают на проектах более 50 человек из 5 стран, а всего через нас прошло уже 130 начинающих специалистов.

— Рад что вы пришли сегодня ко мне, надеюсь на конструктивный диалог! Первый вопрос у меня к Тимуру. Расскажи для каких проектов нужны digital-агентства и в каких случаях стоит обращаться к вам за услугами?

Т. — Агентства нужны тогда, когда в компании не хватает собственных ресурсов и компетенций на реализацию рекламных кампаний или разработки. В реальности это 99% бизнеса. При этом, надо понимать, что агентства сильно отличаются друг от друга. Условно их можно разделить на три сегмента:

Третий эшелон: Небольшие команды в 2-4 человека с низким ценовым диапазоном (разработка сайта в таком агентстве будет стоить редко больше 40-50 тыс. руб.). Обычно концентрируются на парочке услуг (например, разработка сайта плюс SEO). Уровень услуг у них небольшой, но для ИП и небольшого бизнеса то - что надо.

Второй эшелон: Обычно это команды до 30 человек, работающие со средней стоимостью (та же разработка сайта обойдётся в 300-700 тыс руб.) Такие агентства стараются охватывать больше инструментов и предлагают комплексные решения, зачастую приближаясь по уровню к командам из первого эшелона. Качество услуг сильно зависит от конкретного агентства. Их клиенты: бизнес, который думает про решение конкретных бизнес-задачи, а не просто «нужно разработать сайт».

Первый эшелон: Команды от 20 человек и выше. Ценовой диапазон средний и высокий (создать сайт у них будет стоить от 1 млн руб.)
Это performance агентства, работающие со всем спектром инструментов, нацеленные на решение стратегических задач бизнеса клиентов.
Качество услуг, как правило, высокое, как и цена. Часто концентрируются на конкретных отраслях и направлениях.

Я привел, конечно, грубое деление, но на рынке digital сейчас сформировалась примерно такая картина.

- Андрей, когда ты начинал свой первый проект KRON, ты рассматривал digital-агентства, чтобы тебе сделали быстро стартап и ты мог вывести его быстро на рынок?

А. —Да, первая мысль была обратиться за консультацией в агентство, чтобы узнать сколько это все стоит. Начал смотреть цены на приложения и везде все было по-разному. Где-то называли цену в 300 тысяч, где-то от миллиона, в итоге я так и не понял на тот момент сколько надо денег на организацию стартапа. Со временем я начал понимать, как строиться ценообразование и оказывается, что многие называют цены на свое усмотрение, пользуясь тем, что люди не разбираются в теме и оценивают только с позиции “дорого” или “дешево”.

— Тимур, вот интересная тема. Из чего складывается цена в агентстве и как самому понять, не обращаясь, сколько примерно будет стоить разработка идеи?

Т. — Цена всегда складывается из двух факторов:

  • Кол-во затраченных часов на реализацию той или иной услуги. Сколько людей сколько времени будут трудиться над проектом.
  • Уровень компетенций специалистов. Чем он выше, тем стоимость одно часа будет дороже.Понимая эти два фактора, всегда можно сравнить предложения разных агентств. То есть уже на этом этапе становится понятно, что если агентство берет 50 000 руб. за разработку сайта, то над ним будут работать мало времени программисты и дизайнеры соответствующей квалификации.

Или еще один пример: запуск и ведение контекстной рекламы. Если комиссия агентства составляет 5 000 руб. в мес., а рекламный бюджет 20 000 руб., то не стоит ожидать того, что рекламной кампанией будут заниматься больше 2-3 часов за месяц. Результат будет соответствующий.

— Андрей, а как понять какой нам нужен функционал для реализации идеи? На сколько я понимаю, агентства хотят сделать продукт близкий к идеальному. В то время как стартап – это история про гипотезы, и про MVP (минимально жизнеспособный продукт).

А. – Первое: нам нужно понять, для кого мы делаем продукт. Как показывает практика, многие стартаперы делают продукт для себя. Второе — как продуктом будут пользоваться люди. Отсюда первая проблема при выходе на рынок – пользователю он не нравится. В случае если проект новатора, а не наш собственный, мы просим его составить концепцию и максимальный функционал своей идеи на бумаге. Это часть наших регламентов. Опытным путем мы пришли к тому, что когда человек описывает свою идею на бумаге, он четко пытается ее сформулировать и сам начинает осознавать то, что он хочет сделать. После этого мы начинаем выбирать необходимый функционал для MVP, остальное мы либо не реализуем, объясняя новатору почему, либо откладываем на будущее. Наша основная задача – это проверить основную идею стратапа как можно быстрее, но при этом сделать качественный и удобный для пользователя MVP.

— Так с ценами разобрались, с функционалом разобрались, давайте подытожим. Тимур, что скажешь, если есть идея стоит ли идти искать деньги у инвестора или брать деньги в долг, чтобы сделать свой стартап?

Т. — Если мы говорим о самом старте, то деньги только помешают стартапу. Команде надо научиться проверять свои идеи максимально дешево и быстро, а не вливать маркетинговые бюджеты в что-то неизведанное. Чужими деньгами всегда распоряжаться проще, а если деньги свои — начнешь трястись за каждую копеечку. Вот здесь и начнут приходить светлые мысли в голову.
На этом этапе стартаперам нужны от инвестора не деньги, а связи. Именно это является ключевой ценностью. К сожалению, не все это понимают.

Если же стартап показал свою жизнеспособность (которая выражается в деньгах, конечно) и речь идет о масштабировании бизнеса, то это совсем другой разговор.

— Андрей, а ты как думаешь?

А. — Стартап – это бизнес в условиях крайней неопределенности. Это не классический магазин одежды или кафе, где ты примерно можешь посчитать уровень потенциального дохода, оценить стоимость бизнеса и немного быть уверенным в его успехе, несмотря на многочисленных конкурентов. Вот ты задаешь свой вопрос, а у меня встречный к тебе. А какие у нашего героя новатора есть еще варианты?

— Дайте подумать. Найти команду, сделать самому весь проект, ну или доказывать инвестору, что проект просто “бархат”, взять деньги в долг и вместо того, чтобы наслаждаться процессом разработки сидеть на нервах и надеяться на успех.

А. — В целом все так, сейчас можно еще обратиться в JS Corporation. Если ваша идея способна приносить прибыль мы поможем ее реализовать. Мы не делаем проект за вас, это важно понимать, мы делаем проект вместе с вами. Помимо того, что вместе мы сделаем MVP, вы еще научитесь управлять своим проектом и поймете в какую сторону его развивать, а также подберем вам команду, с которой вы сможете развивать проект вместе.

— Тимур, что скажешь JS Corporation не отбирает у вас и региональных агентств клиентов? (смеется)

Т. — Нет, они, наоборот, «растят» для нас будущий рынок. Стартапу сложно работать с агентством, так как бюджета на крутые команды не хватает, а с потоковыми агентствами каши не сваришь. Вот и приходится стартапу в начале своего пути быть еще и микро-агентством для самих себя.

— С позиции новатора мы ответили на основные вопросы! Если у вас они остались, задавайте их нашим экспертам в комментарии, по возможности всем ответим. Давайте рассмотрим с точки зрения начинающего специалиста, что ему делать и куда идти искать работу после обучения. Естественно мы рассматриваем профессии, приближенные к инновационным проектам и ИТ-сферы в целом. Тимур, есть ли вероятность устроится в digital-агенство сразу после учебы в online или offline университете? И с какими специалистами вы работаете?

Т. — Есть разные ситуации. Некоторые агентства имеют свои образовательные программы, после которых есть небольшой шанс пойти на стажировку. Но по большому счету рынку нужны специалисты с опытом. В университете студент платит деньги, чтобы его научили, и это нормально. Обучать кого-либо — это расход серьезных ресурсов. Редко, когда агентство готово инвестировать свои деньги в специалиста с нулевым опытом.

— Андрей, JS Corporation работает в первую очередь с начинающими специалистами это так? Что вы даете им во время этого сотрудничества, и для чего им сотрудничать с вами?

А. — Все верно Джей, мы работаем со специалистами, которые еще учатся в университетах или только закончили их. Эти специалисты уже могут реализовать ряд задач, которые как раз нужны нашим стартапам. Изначально мы были уверены, что тот минимальный функционал, который нужен нашим проектам, они могут реализовать. Да, разработка получается немного дольше, но это цена оправдана более чем. Сейчас весь менеджмент нашей компании работает над сокращением времени разработки проектов. Наша компания нацелена не только на прибыль, но и на то, чтобы дать возможность начинающему специалисту поучаствовать в реальных проектах, многие раскрывают свой потенциал во время решения задач. Чтобы проявить себя в агентстве, для начала надо пройти собеседование. Плюс мы даем практику командной работы, решение нестандартных задач. Я считаю приятнее работать над реальным проектом, которым будут пользоваться реальные люди, а не над одинаковыми задачками во время учебы.

— Тимур, работа в агентстве — это все-таки пока еще история про full time работу в офисе. Вы работаете со специалистами на удаленной основе?

Т. — Мы работаем и так, и так. Но надо понимать, что удаленка — вещь специфическая, и не каждый специалист обладает должно самодисциплиной, чтобы в условиях отсутствия контроля соблюдать все проектные сроки.

А вообще, уже есть на рынке примеры агентств, где весь штат работает удаленно. Тут все зависит от руководителя и его организаторских способностей. Сколотить сплоченную команду в онлайне намного сложнее, чем в офлайне.

— Андрей, а как у вас проходит взаимодействие в инкубаторе со специалистами?

А. — Джей, мы научились со всеми работать удалённо. Не обязательно к нам приезжать и находиться full time. При нашей модели-бизнеса почти у каждого специалиста есть основная работа, если он не учится еще в университете. В целом по нашим подсчетам 2-3 часа в день реально уделять проекту каждому, а дальше все зависит от того, кто к чему стремиться. С нами сейчас работают специалисты из более чем 10 различных городов России, из Украины, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Молдавии, Белоруссии и в ближайший год планируем активно начать работу с Европой. Новаторы есть из Курска, Подмосковья, Краснодара. Для нашей компании нет границ, мы готовы работать с каждым, кто готов развивать стартапы вместе с нами.

Давайте подытожим. Digital — агентство — крутое место, для тех, кто уверен в своей идее, имеет деньги и хочет, чтобы ему сделали крутой продукт и быстро. Онлайн-инкубатор стартапов для всех тех, кто хочет по кирпичику собрать свою идею самостоятельно, а также найти команду для ее развития.

— Как обещал в конце приятная новость. Андрей, тебе слово:

А. — Совсем недавно мы стали партнерами INNOVCenter при Юго-Западном государственном университете в развитии инновационных проектов. Теперь каждый из учащихся этого университета, кто хочет принять участие в стартапе вместе с JS Corporation, может обратиться в центр инноваций и технологий за консультацией, узнать как попасть к нам в проекте или заполнить заявку “Хочу в команду” в группе центра. Помимо этого, при необходимости, мы готовы поддержать собственные проекты университета. Мы также готовы сотрудничать в таком же формате с подобными центрами других университетов. Если вы руководите таким центром и вам интересно с нами работать, мы будем рады этому.

Для наших специалистов, которые успешно пройдут проекты, и кто захочет, чтобы их кандидатура была рассмотрена digital — агентством или другой компанией (мы будем расширят партнерства с коммерческими компаниям) будет предоставлена возможность прохождения собеседования. Первая из них это кампания Медиасфера. У них очень высокие требования, но не бывает ничего невозможного. Они тоже ищут себе специалистов на удаленную работу и благодаря партнёрству, у наших специалистов появится шанс не просто понять, как попасть на работу в топ-агентство страны, но и появится шанс реально попасть в него.

— Вот это поворот!! Даже мне об этом не сказали!!! Тимур, что скажите? У наших “джуниуров” есть шансы попасть к вам? Дайте несколько рекомендаций по работе над задачами, чему стоит учится уже сейчас, что бы вы обратили внимание на юное дарование?

Т. — Мы готовы рассматривать кандидатуры, которые рекомендуют наши друзья из JS Corporation. Шансы есть всегда, главное — это проявить себя.

Учиться стоит трем группам навыков:

  • Профессиональные компетенции — маркетинг, программирование, верстка, дизайн и т.д.;
  • Менеджмент и управление проектами — работа в CRM и проектных системах (Битрикс24, Trello, Jira и т.д.), управление командами и проектам, EQ, дизайн-мышление;
  • Личная эффективность — тайм-менеджемент, проактивность, многозадачность, распределение задач в течение дня и т.д.

- Тимур, Андрей спасибо за конструктивный диалог, за то что пришли сегодня ко мне в гости. Я с вами прощаюсь!

Т. — Спасибо, что позвали! Всем пока!
А. — Пока-пока!

— Я считаю, что для первого интервью с экспертом все прошло достаточно конструктивно! Дальше будет больше! Если у вас есть что спросить или добавить к нашему разговору, пишите в комментариях к посту, вы обязательно получите ответ! Для тех, кто считает себя экспертом в развитии инновационных проектов или как-то связан с этим направлением мы приглашаем на наше #интервьюсэкспертом. Ждите наше новое интервью уже скоро! А кто это будет следите за новостями в нашей группе.