Я не оставляю попыток открыть для себя новых хороших авторов фэнтези и потому время от времени пускаюсь в читательские авантюры. Наткнулась на роман доселе неизвестной мне Наоми Новик "Зимнее серебро". Начало было многообещающим. Я с какого-то времени немало книг отсеиваю на первых 10 страницах: если не цепляет, так что мучиться, а тут вроде бы зацепило. И игра с сюжетами традиционных сказок, и зимнее волшебство (хотя зимояры очень напоминают иных созданий зимы и холода), и некоторый славянский колорит в именах и названиях. И взгляд на заимодавцев (ростовщиков) со стороны самих заимодавцев поначалу выглядел как минимум нестандартным ходом. Но...
В романе переплетаются судьбы трех девушек - Мирьем, дочери заимодавца, Ирины, дочери герцога и Ванды, дочери крестьянина. Отец Мирьем - слабый, нерешительный человек, не умел взыскивать с людей долги, и они жили в бедности, пока долгами не занялась сама Мирьем, и тут уж дела пошли в гору. Отец Ирины был расстроен тем, что дочь нескрасива и её трудно удачно выдать замуж, почти не уделял ей внимания, однако волею случая Ирина заполучила-таки выгодную партию и внезапно проявила фамильную способность плести интриги в государственных масштабах. Отец Ванды пил, тратил деньги и бил своих детей, но однажды Ванда осмелилась ему противостоять.
Нет, я не против сильных женских персонажей, я за, будь они живые и хорошо прописанные. Но к середине книги я поняла, что уже почти не вижу разницы между Мирьем и Ириной - обе упорно, даже настырно идут только к собственной цели и больше ничего вокруг не видят. Ванда вообще немного выпадает из основного действия, строго говоря, её линию вообще можно вынуть, а сюжетно важные действия перепоручить другим персонажам, и книга почти ничего не потеряет. И повествование от первого лица здесь идет не в плюс, а скорее в минус, потому что разница в речи и мировосприятии прослеживается не у всех персонажей. Сильных, интересных мужских персонажей нет вообще, положительные с горем пополам находятся, но все они либо спасаемы героинями, либо у них на подхвате. Я, конечно, понимаю, веяния времени и всё такое, но тут игра уж совсем в одни ворота, и это тоже делает текст скучноватым.
Жанр заявлен как фэнтези, но под этой обложкой скорее спрятан любовный роман в фэнтези-антураже. И, в общем-то, за этими переплетениями судеб любовные линии что Мирьем, что Ирины выглядят бледноватыми (не верю!) и сухими - и есть ли тут вообще любовь или всё поглотила гордость и желание быть королевой в красивом платье, чтобы все любили и поклонялись? Не хватило чувств, мелочей, деталей, а с другой стороны, роман явно растянут. Как ни странно, те же народные сказки, откуда растут ноги у этих любовных линий - к примеру, о Финисте-Ясном Соколе, "На восток от солнца, на запад от луны" - куда ярче и точнее доносят те же идеи.
И фэнтези-линия, потенциально интересная и поэтичная, - противостояние зимнего мороза и летней засухи - тоже в процессе теряется в политических перипетиях.
В романе многое крутится вокруг денег, серебра и золота, Мирьем - еврейка и гордится своим ремеслом. Но для меня рассчетливости в книге всё же много. Деньги, цены, обещания, вопросы престолонаследия - всё это вместо заявленного волшебства. Ещё один мотив - рукоделие (что понятно, т.к. роман женский), и я совсем не против рукоделия, но жаль что оно в итоге не сыграло никакой роли в сюжете. И стоило ли тогда так обращать на него внимание?
Справедливости ради надо сказать, что интрига в романе, несмотря на затянутость, выдерживается, и читается он легко. И написан местами, если верить переводу, неплохо. Но - не мой текст, возможно, не мой автор. В ближайшее время я вряд ли к ней вернусь.