Проблема подготовки бизнес-плана проектов в сфере НИОКР (далее - научный проект) является актуальной для команд, желающих подать заявку на различные грантовые программы поддержки проектов в сфере НИОКР, субсидии или для желающих привлечь в свой проект инвестора.
Попробуем разобрать несколько наиболее распространенных проблем, по моему опыту, возникающих у проектов с научной составляющей.
Введем несколько терминов:
Бизнес-план - план, программа проекта или предприятия, документ, содержащий комплекс сведений о создаваемом или развиваемом бизнесе.
НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на получение новых технологий и продуктов. Могут встречаться в виде НИР и ОКР в отдельности.
РИД - результат интеллектуальной деятельности. Часто представляет из себя объект интеллектуальной собственности (патент, свидетельство, ноу-хау).
В зависимости от цели подготавливаемый бизнес-план может быть направлен на привлечение в проект средств и/или предназначен для руководства проекта/бизнеса для лучшего понимания и управления им.
Что касается научных проектов, в основе которых лежат НИОКР и коммерциализация РИД, то существует ряд особенностей бизнес-планирования, по сравнению с традиционными проектами и бизнесами.
Выделим несколько таких особенностей:
1. Слабое понимание разработчиками продукта и рынка.
Настоящий бич научных проектов. После слов ученого "у нашей разработки нет аналогов" хочется пойти застрелиться.
Отметим, что только единичные проекты из тысяч таких могут претендовать на создание новой потребности и рынка.
Для остальных слабая экономика - самая большая беда. Решение этой проблемы - приглашение в проект адекватного экономиста или заказ маркетингового исследования.
Читатель, помни! Неспособность ответить на вопросы "кому нужен продукт", "сколько будет стоить", "каков ожидаемый объем продаж" = слабая проработка проекта.
2. Необходимость проведения НИОКР требует календарного и ресурсного планирования в средней и долгосрочной перспективе, делает сложной для понимания и расчета себестоимость конечного продукта.
Одним из эффективных методов расчета себестоимости в научном проекте является определение расходов на производство прототипа - первой единицы продукта. Для прототипа себестоимость будет включать все произведенные к моменту его получения расходы проекта.
Отметим, что ожидаемым результатом научного проекта часто и является сам прототип.
Календарный план может быть оформлен как в виде графика, так и в виде таблицы, в которую могут входить такие поля как "этапы (работы)", "ресурсы", "лица, ответственные за реализацию", "длительность этапа", "стоимость работ" и т.п.
В настоящее время существует ряд программных продуктов, позволяющих осуществлять автоматизированное календарное и ресурсное планирование, а так же рассчитывать финансовую модель проекта. Данная тем не будет рассматриваться в этой публикации, т.к. обширна и заслуживает отдельной публикации или даже нескольких. Обязательно этим займусь.
3. Необходимость определения формы распространения продукта проекта.
Сложно представить, что по итогам проекта НИОКР возникнет готовый продукт, производство которого разработчики сами в состоянии будут масштабировать. Исключением могут быть IT-проекты (софт, сервис) и проекты, конечным продуктом которых будет услуга, оказываемая на уникальном оборудовании - результате проекта (например, облучение или нанесение покрытий).
Для иных проектов рационально будет рассмотреть варианты с продажей результатов (возможно даже предприятия) "стратегическому" партнеру, либо организацию совместного производства на базе "промышленного" партнера, либо распространение в виде лицензий (например, с 1 единицы произведенной продукции 100 рублей отчислений организации-разработчику).
В зависимости от выбранной формы распространения продукта строится план сбыта проекта.
4. Выбор источника финансирования проекта, оценка объемов и сроков.
Научный проект ограничен в выборе источников финансирования, по сравнению с традиционными бизнес-проектами. В качестве причин этого можно выделить высокую рискованность таких проектов, длительные сроки выхода на окупаемость, отсутствие залогового имущества и денежного потока для оценки бизнеса.
Поэтому в качестве источников финансирования научных проектов обычно рассматриваются средства грантов, программ поддержки, а так же венчурных инвесторов и фондов (последние 2 скорее экзотика для России, хотя я лично знаком с парой физических лиц, называющих/считающих себя бизнес-ангелами).
Как мы выяснили, научные проекты действительно имеют ряд особенностей, отличающих их от традиционных бизнес-проектов, которые следует учитывать при разработке бизнес-плана.
Спасибо, за Ваше внимание!