Был такой интересный и очень реалистичный фильм про войну -"Отряд". Режиссёр Алексей Симонов, 1984 год, еще при СССР. Кто не смотрел - рекомендую. Возникла мысль написать про него отдельную статью, но потом подвернулось при изучении немецких трофейных архивов любопытное досье Гестапо по поводу коммунистической пропаганды и сам собой сложился новый вариант.
Ибо одной из сюжетных линий фильма является конфликт "идейного бойца" в исполнении Михаила Морозова с носителем "подлинно народного понимания войны" в исполнении Сергея Гармаша. В их спорах постоянно возникала тема "немецких рабочих", а в сцене самоубийственного налета на занятую немцами станцию, перед смертью персонаж Гармаша бросает в лицо немецкому унтеру с усмешкой.: "Рабочий? Или крестьянин?"
Так где там все эти "немецкие товарищи" были, когда Гитлер напал на нашу страну и были ли они вообще? Все-таки были. Международное рабочее движение, Коминтерн, профсоюзы, солидарность трудящихся - все это было, все это имело внушительную силу в середине 30-х годов. Однако идея "расового господства" оказалась более привлекательной для широких масс немецкого населения, тут надо смотреть правде в глаза.
Обычно в разного рода литературе описаны попытки СДПГ и КПГ не допустить Гитлера к власти, которые, как известно, окончились неудачей. Нацисты не совершали переворота, как это сделал в Испании Франко, они, опять же назовем вещи своими именами, победили "демократическим путем". При этом, хотя на выборах 1932 года партия Гитлера набрала 37% и стала сильнейшей фракцией в Бундестаге, абсолютного большинства она не имела. А затем будущего фюрера протолкнули к вершинам власти "элиты" - нельзя оспорить тот факт, что Гитлер получил пост канцлера "в рамках правового поля". При таких уже возможностях фюрер с парламентскими оппонентами разобрался быстро, ведь закон что дышло, повернуть в нужную сторону можно элементарно - запретили Компартию и ее мандаты передали НСДАП.
Что стало с левым движением в Германии после прихода к власти Гитлера легко можно проиллюстрировать с помощью другого известного фото.
Здание было названо в честь Карла Либкнехта. Приобретено в ноябре 1926 года Коммунистической партией Германии. Сначала там размещались центральный комитет КПГ, окружной комитет КПГ, редакция газеты КПГ «Красное знамя", книжный магазин, центральный комитет Коммунистического союза молодежи Германии, магазин униформы "Рот Фронт" и типография.
В 1933 году нацисты запретили все партии, офис КПГ был разгромлен, занят штурмовиками и долгое время использовался как политическая тюрьма и пыточная. Позже здание занимало Гестапо.
Фашистский террор очень быстро свел на нет все публичные акции протеста со стороны левых партий и союзов. Лишь мелкие группы уцелевших продолжали тайно собираться, распространяли листовки, сотрудничали с "зарубежными товарищами", в том числе с разведками иностранных государств .
Возможно читателю будет интересно узнать, как "коммунистическая угроза" ощущалась в недрах германских спецслужб.
Полностью с досье можно ознакомиться здесь. Оно собрано на тему воздействия пропаганды левых сил, включая КПГ, на портовых рабочих, моряков торгового и военного флота Германии в зарубежных портах и в собственной стране. А вот тут еще подборка СД разных материалов по теме коммунистической пропаганды и деятельности левых организаций. Увы, все только на немецком, переводить придется самостоятельно.
Я же приведу отдельные фрагменты, характеризующие на мой взгляд ситуацию с левым подпольем в Германии середины 30-х.
Ниже приведен циркуляр НСДАП по теме "шпионская деятельность КПГ" - сообщается, что получена конфиденциальная информация о имеющихся у отрядов самообороны КПГ задачах фотографировать парады штурмовиков СА и СС в касках и с оружием, а негативы отсылать в "пока еще неизвестный адрес" предположительно во Франции. Мюнхен, 10.09.34.
Конечно же, советская разведка, а также аналогичные службы Англии и Франции использовали левое подполье Германии в своих целях, вербовке подвергались также граждане Рейха, посещающие другие страны через разного рода культурные и религиозные организации - особенно активно такая работа велась среди экипажей немецких судов.
Как средство пропаганды, в то время очень популярны были почтовые рассылки по произвольным адресам или просто активисты бросали листовки в почтовые ящики.
Эффективность такой работы была сомнительной - большинство материалов либо тихо уничтожали, чтоб не попасть в неприятности, либо сдавали представителям новой власти.
Ниже как раз пример "почтовой пропаганды" - рапорт об обнаружении почтовой открытки из Лондона с изображением Эрнста Тельмана и текстом "Жизнь Тельмана в опасности!". Примечательно, что немецкая почта (порядок есть порядок) доставила отправление адресату, им оказался мэр (oberbürgermeister) Мюнхена.
В довоенный период экипажи немецких судов активно обрабатывались агитаторами, часто действовавшими под прикрытием разнообразных благотворительных организаций, религиозных общин и культурных центров. Такого рода "приют моряка" немецкие спецслужбы вычислили в частности в Генуе. Досье содержит большое количество донесений информаторов на эту тему.
Гестапо тщательно контролировало ВСЕХ возвращающихся в Рейх моряков, как потенциальных носителей левых идей. Ниже приведена подлинная докладная записка сотрудника Гестапо о вернувшихся в Германию моряках, списанных с кораблей в Амстердаме с конца апреля по начало декабря 1937 года. Указано, что только лишь в отношении одного из 32 имеются подозрения в симпатиях к коммунистическому движению (матрос Густав Мертен 1906 года рождения).
Ситуация стала меняться заметно только с 1943 года, когда сокрушительные поражения немецких армий на Восточном фронте заставили многих задуматься о перспективах. Некоторые пленные сразу вспомнили о своем пролетарском происхождении и активно начали сотрудничать с советскими профильными организациями. Уже в 44 году практикуется засылка пленных немцев обратно через линию фронта для разложения тыла, без постановки им каких-либо конкретных разведывательных или диверсионных задач. Растет число перебежчиков, выразивших готовность сражаться против фашизма с оружием в руках.
Насколько массовым было такое явление? Статистикой автор не располагает, однако из документов следует, что обратно через линию фронта немецкие военнопленные забрасывались на уровне соответствующих отделов штабов дивизий ДЕСЯТКАМИ, так что в целом их количество было существенным. Именно с 1943 года резко ужесточается ответственность за расстрел военнопленных, изъятие у них личных вещей, обуви и пр. В приказах по армиям и корпусам разъясняется, что жестокое обращение с сдавшимся противником усиливает потенциальное сопротивление врага, а следует, наоборот, стимулировать массовую сдачу солдат немецкой армии и их союзников в плен.
И в завершении статьи еще один факт. С 1948 создаются постоянные (казарменные) подразделения Народной полиции в советской зоне оккупации - порядка 8000 человек. Кто были эти люди и откуда они взялись, если в конце войны на фронт гнали мальчишек и стариков? Ясно, что это бывшие военнослужащие Вермахта, которые уже успели доказать лояльность новой власти в достаточной мере, чтобы им доверили оружие.