5 лет назад я понятия не имел, как складывать слова в предложения, а предложения в интересный текст. Уровень моих знаний на тот момент: нравится, как написаны художественные книжки, в школе учительница перед классом хвалила сочинение.
В поиске ответа на вопрос «как же все-таки писать», я пошел в интернет, к тем людям, кто не боится делиться мыслями о профессии копирайтера в своих дневниках. Видимо, сработал «эффект новичка», потому что почти любые блоги, где было написано о работе с текстом, я читал залпом.
Из года в год, с практикой в текстах, интерес к чтению новых блогов пропадал. Сначала я переключился на книги зарубежных авторов, а потом и вовсе перестал читать, что-то стоящее найти теперь сложнее. Но все еще помню те ощущения, с которыми жадно закидывал в себя статью за статьей: делал это с телефона, пока ехал в автобусе, с планшета, пока доносил ложку с утренней кашей до рта, с компьютера в офисе, когда сидел на первой в жизни стажировке.
Список блогов о копирайтинге решил оформить в статье с короткими пояснениями. Очередность не важна, это не топ: открывать и читать можно все подряд. Само собой, авторы, стиль и дизайн сайтов поменялись, да и контент стал другим. Поэтому лучше всего: находить на этих сайтах записи постарше. Так больше шансов проникнуться правильной атмосферой.
Опытным копирайтерам и редакторам список может показаться спорным или неинтересным. На то он и субъективный. Напомню, вы читаете его тоже в блоге. Поэтому как-то так.
Всего будет 6 ссылок. Кликайте прямо на название и читайте. Если нет времени — положите страницу в закладки, чтобы вернуться позже.
Блог Петра Панды
Забавно, но именно Петр привел меня в копирайтинг. Сделал он это своей книжкой «Копирайтер, расти!», синюю обложку которой я тогда устал искать в «Читай-городе». Потом я даже писал на нее рецензию на сайте-отзовике, а еще набрался смелости и закинул благодарность в личку автора Вконтакте.
После книги я сразу нашел сайт: на дизайн не обращал внимания, видел только текст. Сегодня у меня много вопросов к подаче и вообще стилю, есть много разногласий, но тогда — статьи вырвали меня из рутины и дали надежду, что деньги можно зарабатывать еще и в интернете.
Блог Даниила Шардакова
Этот блог мне показался более проработанным с точки зрения «мяса», чем предыдущий. Как будто я освоил стартовый уровень в английском и перешел на Intermediate. В моем копирайтерском багаже появились знания о маркетинге, работе с сайтами, воронках продаж. Знания были, конечно же, самыми базовыми — но это уже помогало закидывать удочку и продавать свои услуги дороже. Тем более, что тогда уже начинал работать с заказчиками.
Блог Текстерры
Здесь маркетинговый словарный запас развивался дальше. Узнавал о кейсах, кто и сколько заработал, где и чего нарисовал, что там с рекламой в соцсетях. В самом начале я ходил по блогу «Текстерры» как по картинной галерее: ничего не понятно, но выглядит вроде круто.
Тогда еще курс блога был совсем про тексты: приходили писать копирайтеры, рассказывали о фишках, плели интриги. В одну линию сошлись интерес и польза.
Блог «Учебка Лидмашины»
Если до этого были плюс-минус блоги о копирайтинге, то это — про интернет-маркетинг. Для меня контент показался чем-то на уровень выше «Текстерры»: с проработкой тем, цифрами и узкими темами. Что приятно: Лидмашину реально легко читать. Оттуда я узнал про всевозможные лиды, конверсии, автоворонки, контент-планы, контент-стратегии. В общем, подходить к этому снаряду лучше подготовившись.
Блог Максима Ильяхова
Когда я нашел блог, Максим работал в Мегаплане и только запускал бесплатную рассылку о текстах, поэтому еще не был известен. Мне это пошло на пользу: после других копирайтерских и маркетинговых блогов, книжек, постов, я увидел контраст в подходах. Блог действительно был для меня свежим. Рассылка вообще оставила впечатление: а что, так можно было? Что бывает очень редко. И вообще касается не текстовых курсов, а даже жизни.
Сейчас многие приходят к работе с текстом именно с изучения инфостиля, Школы редакторов и остальной экосистемы. Людям кажется, что так было всегда, и для новых авторов это становится стандартом, что на самом деле хорошо. Но теряется одна из важных штук в росте — надлом. Когда пишешь-пишешь как попало, а потом тебе обоснованно говорят, что все не так.
Блог Тимура Аникина (Тимуроки)
Что ни говори, а перелом это действительно важно. Если от копирайтерских текстов меня оттянуло к вдумчивому редакторскому подходу с помощью Ильяхова, то блог Тимура повернул «инфостильное» восприятие мира к более детальному. Если коротко: Максим упрощает, Тимур заставляет подумать и посидеть над текстом подольше для глубины. Что-то похожее на этот подход я встречал в телеграм-канале «Душевная редакция».
Как не старался разрушить порядок и не следовать структуре, в этой статье он все равно получился. От первого к последнему — это развитие моего опыта чтения блогов о копирайтинг, с момента прихода в профессию и до сегодняшнего дня (два последних блога я и сейчас могу открыть с интересом).