Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
Арт-Квартет Тима Дорофеева «На солнечном исходе» (ArtBeat Music)
Строго говоря, архангельский «Арт-квартет» — это сам Тим Дорофеев на электрогитаре и три бывших участника легендарной джаз-группы «Архангельск» саксофониста Владимира Резицкого (1946-2001): поющий флейтист Константин Седовин, барабанщик Олег Юданов и басист Николай Клишин. Но это не попытка заработать на наследии былых времён: со времён «Архангельска» многое изменилось. И Седовин живёт теперь не в Архангельске, а в Сочи, и Клишин по разным причинам переключился с контрабаса на четырёхструнную бас-гитару. Да и квартет, строго говоря, не очень квартет: в четырёх треках из шести на сопрано-саксофоне играет Виктор Хабаров, ещё в одном — Денис Овчинников, а в трёх треках звучит перкуссия Алексея Барандова.
«Арт-квартет», конечно, иногда выезжал из Архангельска, но в основном услышать их можно было в родном городе на «Днях джаза» (ранее — Фестиваль Владимира Резицкого), где этот ансамбль почти всякий раз оказывался в роли хоум-бэнда, усиленного архангельскими или приезжими солистами — что и неудивительно, учитывая, что Дорофеев с момента запуска Фестиваля Владимира Резицкого в 2011 году остаётся арт-директором фестиваля и ему нужно предоставлять некоторым ярким приезжим солистам адекватный ансамбль, разбирающийся и в современной импровизационной музыке, и в фольклоре.
Ситуацию изменила осень 2018 года, когда «Арт-квартет Тима Дорофеева» победил в первом сезоне телевизионного конкурса (или, как теперь принято говорить, «телепроекта») «Квартет 4х4» на телеканале «Россия К» (бывшая «Культура»). Квартет архангельских импровизаторов узнала вся страна (ну, тот один процент всей телеаудитории, который вообще смотрит канал «Россия К»). Последовали приглашения на фестивали и филармонические площадки. Квартету срочно нужен был альбом. И альбом появился.
Запись фиксирует концертную программу архангельского коллектива периода победы в телевизионном конкурсе, и фиксирует очень удачно: в студийной записи музыканты сохранили практически все особенности именно концертной программы, с неоднократными развёрнутыми соло каждого инструмента и хорошо продуманными эпизодами ансамблевой игры. Тематизм временами напоминает о мотивном движении северных, поморских русских народных песен: даже название альбома — это на самом деле часть названия записанной в Терском районе Мурманской области поморской свадебной песни «На солнечном исходе, на вугреви». Холодноватый северный колорит звучания ансамбля (избегаю слова «квартет», так как на самом деле звучит почти всё время квинтет, а то и секстет) уравновешивается эмоциональным, ярким характером протяжённых инструментальных соло, почти всегда имеющих ладовую природу. Ансамбль избежал соблазна включить в ткань альбома фрагменты подлинных фольклорных песен (что они, кстати, делают регулярно, когда выступают с солистами-вокалистами) — даже когда Константин Седовин солирует как вокалист, а не как флейтист, мы слышим «инструментальное пение», а не песенный вокал или скэт. Но при этом практически каждый номер развивается от песенной формы, от пространного развития инструменталистами первоначальной темы-попевки, а не от сюитности или программности, и соло самого лидера часто включают элементы его опыта как блюзового гитариста, а не только как практика современной джазовой импровизации. Альбом удачно документирует интересный этап развития региональной архангельской сцены импровизационной музыки, всегда стоявшей на российской сцене несколько особняком и клонившейся, скорее, к североевропейским фолк-джазовым экспериментам. Зрелая, эмоционально богатая работа, взывающая к широкому слушательскому кругозору: вряд ли её стоит рекомендовать коллекционерам джазового мэйнстрима, а вот слушатель со склонностью к фьюжн, этно-джазу, «стилю ЕСМ» и т. п. найдёт в этом альбоме немало интересного для себя.
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!