Интересно, мог ли догадываться подпольщик, революционер-боевик, государственный деятель и писатель Павел Андреевич Бляхин о том, какой след в истории СССР оставит его не столь богатое литературное творчество?
Довольно незатейливая повесть «Красные дьяволята» была написана им еще в начале двадцатых. Книжка стала основой для одноименного фильма 1923 года. Кино было «самопальным»: в главных ролях снялись артисты цирка, которые выполняли трюки без всяких дублеров.Потом вышло много продолжений, но не думаю, что их сейчас кто-то вообще смотрит.
А вот о «Неуловимых мстителях» образца 1967 года помнят в нашей стране до сих пор, особенно представители старшего поколения! Интересные актеры, запоминающиеся песни, яркие цитаты «расшаренные» народом. Диалоги и выражения, кстати, и впрямь отличные. Вторая часть оказалась ничуть не хуже. Поле, русское поооле... Правда, «Корона Российской империи» не получила такой «всеобщей любви».
Сюжет у «Мстителей...», если коротко, таков: четыре подростка (Данька, Ксанка, Валерка и «Яшка-цыган») проводят диверсионные акты в тылу у атаманов и белых войск, а потом еще и чекистами становятся. Кстати, иностранных критиков всегда возмущал тот факт, что в фильме дети мочат взрослых налево-направо (Тарантино отдыхает). Впрочем, тут все «по секретным документам»: Гражданская война была делом жестоким, несовершеннолетние приняли в ней посильное участие.
Но вот что интересно. В оригинале главных герое было только трое. Юные «конармейцы» Миша и Дуняша (более-менее остались в фильме как Данька и Ксанка) и... китаец по имени Ю-ю!
Никакого Валерки в повести не было вовсе, но тут как раз все понятно: в фильм его ввели как представителя «негнилой» интеллигенции, которая приняла Октябрь и пошла в ногу вместе с пролетариями, в светлое будущее (сарказм).
А почему так изменили китайца? Что, в Советском Союзе подростков соответствующей внешности не нашлось?
Самое интересное, что и в фильмах двадцатых годов (близких к «литературному канону»)никакого юного китайца не было. А был уличный акробат Томас Джексон, представитель негроидной расы (Т — толерантность!). Но там-то понятно, снимали в 1923 году и было не до китайцев, кого нашли — того и сняли.
Все дело в том, что отношения Советского Союза с Китаем в шестидесятые годы были, мягко говоря, не очень. Аж до вооруженных столкновений дошло. Потому и появился «Яшка-цыган». А «толерантного Томаса» тоже решили не возвращать, чтобы он у советских зрителей с враждебными капиталистическими Штатами Америки не ассоциировался.
Зато советские зрители получили зажигательный хит под названием «спрячь за решеткой ты вольную волю...» А во второй части — знаменитую сцену с медведем и табором.
А так, в повести «дьяволята» еще и сражались против... батьки Нестора Махно!
В шестидесятые о знаменитом анархисте тоже решили не вспоминать, придумав вместо этого абстрактных Бурнаша и Лютого...
А с вами был Темный критик, еще увидимся. Ставьте лайки понравившимся статьям, это очень важно для развития канала. И да, у меня еще есть отличный паблик в ВК, заходите! Еще один мой канала на Дзене, про войны и политику прошлых веков — Темный историк.