Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы . Пятнадцать ветров микадо.«Минэкадзэ».

Японский Императорский флот традиционно,со времен русско-японской войны,уделял большое внимание развитию класса эскадренных миноносцев. Удачный опыт использования в боевых действиях ,огромные акватории потенциального театра военных действий и необходимость охраны собственных коммуникаций требовали большого количества быстроходных мореходных и относительно недорогих кораблей. К концу первой мировой войны японские конструкторы уже научились создавать самостоятельные проекты практически всех классов боевых кораблей. Строительство крупных эсминцев "Minekaze" -класса было утверждено в составе Программы Флот 8-4 на 1917-1920 финансовые годы , в качестве дополнения к средним эсминцам "Momi" класса , с которым они имели много общего.

В 1918–1927 годах японский флот пополнили три больших серии очень похожих эсминцев типов Минекадзе (15 единиц), Камикадзе (9 единиц) и Муцуки (12 единиц). Строились по базовому проекту F 41 .Все они имели незначительно отличающееся стандартное водоизмещение, скорость 37-39 узлов, схожий двухтрубный силуэт с расположением орудий на возвышениях над главной палубой и первого торпедного аппарата – в характерном «провале» сразу после полубака, перед носовой надстройкой. Разница заключалась в том, что на первом типе стояли 45-калиберные орудия, на двух следующих – уже 50-калиберные, зато первый и второй тип имели по три двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, а на Муцуки впервые появились трехтрубные 610-мм аппараты. Все три серии приняли активное участие во Второй мировой войне.

В проекте «Минэкадзэ» очевидно сильное немецкое влияние.5 немецких эсминцев,полученных по репарациям японцами были изучены очень тщательно.Расположение торпедного аппарата между срезом короткого полубака и мостиком до этого было характерно для кораблей Германии и Австро-Венгрии и другими странами не применялось . В японском флоте классифицировались как океанские эсминцы I класса .Для 20-х годов они были вооружены не хуже заграничных современников,а по скорости превосходили.Правда узкий длинный корпус,положительно влиявший на скоростные характеристики ,снижал и остойчивость.Скоростные требования были приоритетными,т.к. эсминцы предназначались для сопровождения строящихся линейных крейсеров типа "Амаги".

Два корабля («Минэкадзэ» и «Савакадзэ») заказаны по программе 1917 года, следующие десять по программам 1918 года(«Окикадзэ», «Хакадзэ», «Якадзэ», «Надакадзэ», «Симакадзэ») и 1919 года («Акикадзэ», «Сиокадзэ», «Юкадзэ», «Хокадзэ», «Татикадзэ») годов, а последние три («Нокадзэ», «Намикадзэ», «Нумакадзэ») по программе 1920 года.

Эсминцы данного типа открывали новый этап японского кораблестроения, который характеризовался переходом от прямого копирования иностранных образцов или подражания последним к собственным проектам. Корабли типа «Минекадзэ» стали первыми серийными японскими эсминцами, оснащенными турбинами с зубчатой передачей .

Всего построено 15 эсминцев типа Minekaze .

Минэкадзэ Minekaze (яп. 峯風 Ветер над вершиной)Майдзуру, Япония Заложен 20 апреля 1918 года,спущен на воду 8 февраля 1919 года,вступил в строй 29 мая 1920 года . Потоплен американской подводной лодкой USS Pogy к востоку от Тайваня 10 февраля 1944 года;исключён из списков 1 марта 1944 года

Савакадзэ Sawakaze (яп. 澤風Болотный ветер)верфь «Мицубиси», Нагасаки, Япония. 7 января 1918 года.7 января 1919 года.6 марта 1920 года .Разобран в 1948 году

Окикадзэ Okikaze (яп. 沖風Ветер в открытом море)Майдзуру, Япония .22 февраля 1919 года .3 октября 1919 года.17 августа 1920 года. Потоплен американской подводной лодкой Trigger 10.01.1943 у Йокосука .исключён из списков 1 марта 1943 года

Симакадзэ Shimakaze (P-1) (яп. 島風 Островной ветер)Майдзуру, Япония .5 сентября
1919 года .31 марта 1920 года.15 ноября 1920 года. Потоплен американской подводной лодкой
Guardfish 13.01.1943 у Кавиенг

Надакадзэ Nadakaze (P-2) (яп. 灘風Океанский ветер)Майдзуру, Япония .9 января 1920 года.26 июня 1920 года.30 сентября 1921 года. 25.07.1945 торпедирован и поврежден английской подводной лодкой у Сурабайи в в Ломбокском проливе 25 июля 1945 года ; исклю­чен из списков 15.09.45.

Якадзэ Yakaze (яп. 矢風Ветер, быстрый как стрела)верфь «Мицубиси», Нагасаки, Япония.15 августа 1918 года.10 апреля 1920 года.19 июля
1920 года. Тяжело повреждён во время налёта 20 июля 1945 года;исключен в 1947.позже разделан на металл в Йокосуке

Хакадзэ Hakaze (яп. 羽風Крылатый ветер)верфь «Мицубиси», Нагасаки, Япония.11 ноября 1918 года.21 июня 1920 года.16 сентября
1920 года. Потоплен амери­канской подводной лодкой
Guardfish к юго-западу от Кавиенга 23 января 1943 года

Сиокадзэ Shiokaze (яп. 汐風Береговой ветер)Майдзуру, Япония.15 мая
1920 года.22 октября 1920 года.29 июля 1921 года. Поврежден авиацией у Тай­ваня 31.01.1945. В августе переобору­дован в носитель Kaiten. После войны использовался в службе репатриации. Пошел на слом 8 1948 году.

Акикадзэ Akikaze (яп. 秋風Осенний ветер)верфь «Мицубиси», Нагасаки, Япония.7 июня 1920 года.14 декабря 1920 года.16 сентября 1921 года. Потоплен амери­канской подводной лодкой Pintado к югу от Лусона 3 ноября 1944 года

Юкадзэ Yukaze (яп. 夕風Вечерний бриз)верфь «Мицубиси», Нагасаки, Япония.14 декабря 1920 года.28 апреля 1921 года.24 августа 1921 года. После войны ис­пользовался в службе репатриации. передан Англии в 1947 г. По­шел на слом в 1947 году.

Татикадзэ Tachikaze. (яп. 太刀風 Ветер,словно взмах меча)Майдзуру, Япония.18 августа 1920 года.31 марта 1921 года.5 декабря 1921 года. потоплен авианос­ной авиацией американского соедине­ния TF 58 в лагуне Трука 17 февраля 1944 года

Хокадзэ Hokaze (яп. 帆風Попутный ветер)Майдзуру, Япония.30 ноября
1920 года.12 июля 1921 года.22 декабря 1921 года. Потоплен американской под­водной лодкой
Paddle 06.07.1944 у о.Целебес

Нокадзэ Nokaze (яп. 野風Ветер в поле)Майдзуру, Япония.16 апреля 1921 года.1 октября 1921 года.31 марта 1922 года. Потоплен американской под­водной лодкой Pargo у м. Варелла у Камрани 20 февраля 1945 года

Намикадзэ Namikaze (яп. 波風 Ветер над волнами)Майдзуру, Япония.7 ноября 1921 года.24 июня 1922 года.11 ноября 1922 года. 08.09.1944 поврежден на минах, выставленных американской под­водной лодкой в Охотском море. В августе 1945 года переоборудован в носитель Kaiten. После войны использо­вался в службе репатриации. 03.10.1947 передан Китаю ( «Шень Янь» Shen Vang) , исключён из списков в 1960 году

Нумикадзэ Numakaze (яп. 沼風 Болотистый ветер)Майдзуру, Япония10 августа 1921 года.22 мая1922 года.24 июля1922 года. Потоплен американской под­водной лодкой Grey back Торпедирован юго-восточнее Окинавы 19 декабря 1943 года

Водоизмещение 1367—1680 тонн . Длина 102,6 м (99,53 по ВЛ) .Ширина 9,04 м / 8,92 м (по ватерлинии) .Осадка 2,9 м .Двигатели-2 паровые турбины “Парсонс” , 4 котла “Кампон” , 38500 л.с.,Движитель-2 винта, Скорость хода 39 узлов . Дальность плавания 3.600 миль на ходе 14 узлов , 1550 миль – при скорости в 27 узлов и 900 миль (34 узла) . Экипаж 148 человека .
Вооружение- 4 × 120-мм/45 Тип 3, 2 × 7,7-мм пулемёта . Минно-торпедное вооружение-6 × 533-мм ТА, 20 мин

За время службы эсминец Minekaze прошёл четыре модернизации, три из которых отразилась на его вооружении.

В ходе модернизации 1927 года на эсминце установили два бомбосбрасывателя «Тип 3» (общий боезапас – 18 глубинных бомб).

В ходе второй модернизации в апреле 1940 года на корабле усилили противовоздушное и противолодочное вооружение – 6,5-мм пулемёты заменили на два спаренных 13,2-мм зенитных автомата «Тип 93»; установили два дополнительных бомбомёта «Тип 94» (общий боезапас – 36 глубинных бомб), а также гидрофон «Тип 92» и сонар «Тип 93 модификация 1». По сути, после модернизации 1940 года эсминец превратился из торпедно-артиллерийского корабля в универсальный.

Модернизации:

-1939-1940 Nadakaze и Shimakaze -2х120-мм, 10х25-мм, 2 ТА 533-мм;

-1941 Nadakaze и Shimakaze -1х120-мм, 4х25-мм, 2 баржи Daihatsu, 250 солдат;

-1939-1940 Nadakaze и Shimakaze -2х120-мм, 10х25-мм, 2 ТА 533-мм;

-1942 Numakaze - 2x120-мм, 12х25-мм (6x2), 2 ТА 533-мм;

-1944 Yukaze- 2x120-мм, 12х25-мм (4x2, 4x1), 2 ТА 533-мм;

-1944 Nadakaze- 1х120-мм, 16х25-мм, 2 баржи Daihatsu, 250 солдат;

-1944 Namikaze- 1х120-мм, 20х25-мм, 8х13-мм, 2 Kaiten;

-1945 Shiokaze-1x120-MM, 11х25-мм, 4 Kaiten;

-1945 Yakaze- 2x120-мм, 12х25-мм, 2 ТА 533-мм;

-1945 Sawakaze- 1x120-мм, 10х25-мм, 1х150-ммПУ ПЛО;

-1944 Yukaze- 2x120-мм, 12х25-мм (4x2, 4x1), 2 ТА 533-мм;

В 1945 году Shiokaze и Yukaze оснащены РЛС типа «13», a Namikaze и Sawakaze - типа «22».

-3

Корабль имел узкий корпус (соотношение длины к ширине – 10 к 1), короткий полубак и смещённый с полубака мостик (между мостиком и полубаком устанавливался носовой торпедный аппарат).Корпус имел двойное дно (междудонное пространство частично использо­валось для размещения топливных танков и масляных цис­терн), разделялся на четырнадцать водонепроницаемых отсеков и не имел бронирования. Благодаря узкому корпусу эсминцы развивали высокую скорость, но обладали низкой остойчивостью. В ходе модернизации 1936 года на кораблях пришлось усилить продольные и поперечные связи возле машинного и котельных отделений, а также носовой оконечности.

Силовая установка развивала мощность 38500 л.с. Этого хватало для достижения проектных 39 узлов, самыми быстроходными оказались Akikaze и Shimakaze, развившие скорость в 39,8 и 40,15 узла соответственно , что делало их самыми быстрыми эсминцами того времени. Современные им американские эсминцы оснащались 27000-сильными силовыми установками и при примерно том же водоизмещении развивали максимум 34-35 уз. Запас топлива японских кораблей превосходил аналогичные показатели британских “адмиралтейских” эсминцев и американских “четырехтрубников” типа Wickes и Clemson , но дальность плавания была ниже проектной и была на 25 % меньше, чем у американцев вследствие низкой экономичности турбин и неудачной конструкции котлов.

-4

Артиллерийское вооружение было представлено четырьмя 120-мм орудиями Тип 3 с длиной ствола 45 калибров, которые располагались следующим образом: одно на носу, по одному впереди и позади второй трубы, одно на кормовой надстройке. Эта схема размещения не была удачной: в нос и в корму могло стрелять только по одному орудию, а средние имели узкие сектора обстрела, ограниченные дымовыми трубами. Считается, что расположение 120-мм орудий на значительной высоте от ватерлинии допускало ведение огня в любую погоду. Однако, с учётом низкой остойчивости эсминцев, точность стрельбы при значительном волнении, скорее всего, была весьма невысокой. Дальность стрельбы из 120-мм артиллерии составляла 15 500 м, скорострельность – до 9 выстрелов в минуту, боекомплект – 180 снарядов на орудие. Для управления артиллерийским огнём на кораблях использовали 2,5-метровые дальномеры «Тип В» и 60-сантиметровые прожекторы (на Minekaze прожектор был установлен на кормовой надстройке рядом с орудием №4). На последних трёх эсминцах (подтип «Нокадзэ») орудие № 3 поменяли местами с кормовым прожектором и установили на кормовую надстройку, рядом с орудием № 4, что позволило расширить сектора ведения огня, но ухудшило скорострельность, так как расположение погребов осталось прежним.

Основным вооружением эсминцев считались торпеды (аппараты «Тип 6 модификация 1» ). Применение поворотных аппаратов позволяло вести торпедный огонь по целям с любого борта, чем достигался выигрыш в мощи бортового залпа .Расположение торпедных аппаратов также изменилось: носовой 533-мм двухтрубных аппарат был размещён между срезом короткого полубака и мостиком(что было ранее характерно для немецких и австро-венгерских эсминцев), а вместо двух одиночных разнесенных по бортам аппаратов применили один двухтрубный. Это позволяло вести торпедную стрельбу в ранее недоступном носовом секторе, однако в плохую погоду аппарат подвергался сильному заливанию, что было значительным недостатком для кораблей, предназначенных для океанской службы. Боекомплект корабля состоял из двенадцати торпед «Тип 6» . 533-мм торпеды обладали 203-кг боевой частью и дальностью хода 15,5 км на скорости в 27 узлов или 7 км на 37 узлах. Двухтрубные торпедные аппараты имели электроприводы наведения, но сохранили ручное заряжание.

Зенитное вооружение эсминцев типа Minekaze носило, в значительной степени, «декоративный» характер. По одним данным, оно состояло из двух 7,7-мм пулемётов Vickers, по другим – из двух-трёх 6,5-мм пулемётов «Тип 3» (выпускались в Японии по лицензии компании Vickers под японский винтовочный патрон). Самолеты в то время не считались угрозой для быстроходных маневренных эсминцев.

За первые 98 месяцев своей «жизни» головной эсминец лишь в течение 36 месяцев использовался в качестве действующего корабля (при этом документально подтверждено выполнение служебных обязанностей в море на протяжении лишь одного месяца), проводя остальное время в резерве, на модернизациях и ремонте. На корабле исправлялись заводские и проектные недоработки,устранялись детские болезни.

После вступления в строй новых мощных эсминцев типа "Фубуки"(с шестью 127-мм орудиями), старые эсминцы переводились на вспомогательные цели.Японцы ,в отличие от западных стран,своевременно и эффективно модернизировали старые эсминцы,создав из них вполне эффективные эскортные и вспомогательные корабли.

В начале 1931 года 4-й дивизион эсминцев («Татикадзэ», «Нокадзэ», «Акикадзэ» и «Хакадзэ») вошёл в состав Китайской эскадры. Вскоре к ним присоединились «Камикадзэ», «Нумакадзэ» и «Нокадзэ», входившие в состав 1-го дивизиона 2-й эскадры эсминцев.

В связи с моральным устареванием в 1937—1941 годах корабли этого типа переоборудовали для различных нужд.

В 1937 году «Якадзэ» переоборудовали в Куре в корабль управления радиоуправляемого корабля-мишени «Сэттсу», сняв два 120-мм орудий и все торпедные аппараты. Позже, в сентябре 1942 года, он сам стал кораблем-целью. При этом на нём осталось одно 50-мм орудие и четыре 25-мм зенитных автомата. В этом качестве он благополучно пережил почти всю войну,успев также таранить эсминец «Сусуки» типа «Моми», был повреждён при налёте на Йокосуку 20 июля 1945 года и позже разделан на металл.

На остальных единицах в 1937-38 годах примерно на 100 т уменьшили запас топлива, усилили корпуса и установили козырьки на дымовые трубы, при этом водоизмещение выросло до 1552 тонн, а скорость упала до 36 узлов. На кораблях подтипа «Нокадзэ» («Нокадзэ», «Нумакадзэ» и «Намикадзэ») аналогичные работы провели в 1939 году; после окончания их водоизмещение составило 1692 тонн, а скорость 34,5 узлов. Окикадзе в 1938 году разоружили и вывели из состава флота. Но с началом войны в 1941 году он снова стал эсминцем с прежним вооружением.

«Надакадзэ» и «Симакадзэ», в 1939-40 годах переоборудовали в патрульные корабли с вооружением из двух 120-мм орудий, десяти 25-мм зенитных автоматов, двух 533-мм торпедных аппаратов и 16 глубинных бомб. Водоизмещение составило 1390/1700 тонн. К концу 1941 года их переделали в носители десантных катеров «Дайхацу», при этом сняли ещё одно орудие и носовые котлы, и в результате мощность упала до 19500 л.с., а скорость до 20 узлов. Корабли смогли после этого принимать два десантных катера и 250 десантников.

Двенадцать эсминцев типа Minekaze были модифицированы для использования в основном в качестве сопровождения конвоев , с демонтажом пушек и двух кормовых торпедных аппаратов . На юте были установлены четыре бомбомета и 36 глубинных бомб . 25-мм зенитных орудия Тип 96 были установлены в количестве от 13 до 20 на корабль одиночными и спаренными установками. Скорость уменьшилась до 35 узлов.

В ходе войны на Тихом океане этот тип использовался главным образом для эскортной службы и понёс тяжёлые потери, типичные для всех японских эсминцев. Большинство из них стали жертвами американских подводных лодок. Первой потерей среди эсминцев данного типа стал патрульный корабль № 1 — бывший «Симакадзэ». 13 января 1943 года его торпедировала юго-западнее Кавиенга американская подводная лодка «Гуардфиш». В том же году погибло еще несколько кораблей: «Окикадзэ», «Хакадзэ», «Нумакадзэ».«Татикадзэ» погиб в результате налёта американской палубной авиации на атолл Трук 17 февраля 1944 года.

На уцелевших кораблях в том году зенитное вооружение было доведено до тринадцати-двадцати 25-мм автоматов (на «Надакадзэ» стояло 16).

В 1944 году американскими подводными лодками были потоплены «Минэкадзэ», «Акикадзэ» и «Хокадзэ».

«Намикадзэ», тяжело поврежденный в результате подрыва на мине в сентябре 1944 года, был переоборудован в носитель человекоуправляемых торпед «Кайтэн». Его корму срезали до ватерлинии, а носовой котел сняли, что уменьшило скорость до 28 узлов. Имея одно 120-мм орудие, двенадцать 25-мм автоматов и восемь пулеметов, он нёс два «Кайтэна».

«Сиокадзе», повреждённый при налёте американской авиации в январе 1945 года, планировали переоборудовать подобным же образом, но с четырьмя «Кайтэнами» и цистерной с 50 тоннами топлива для них, однако до конца войны работы не успели закончить.

F6F-3_of_VF-9_over_Japanese_destroyer_Tachikaze_in_February_1944
F6F-3_of_VF-9_over_Japanese_destroyer_Tachikaze_in_February_1944

«Савакадзэ» и «Юкадзэ» в 1945 году решили переоборудовать в корабли противовоздушного дозора. На «Сиокадзэ» и «Юкадзэ» установили радары Тип 13, а на «Савакадзэ» — Тип 22. Последний вместо торпедных аппаратов и орудия № 3 получил в качестве эксперимента девятиствольную пусковую установку 150-мм противолодочных ракет. Его остальное вооружение состояло из одного 120-мм орудия (№ 4) и десяти 25-мм автоматов. Скорость уменьшилась до 16 узлов.

«Надакадзэ», ставший патрульным кораблем № 2, торпедировала у Рабаула 25 июля 1945 года британская подводная лодка «Стабборн». «Сиокадзэ», «Юкадзэ» и «Намикадзэ» предназначались для передач по репарациям, но только последний 3 октября 1947 года был передан Тайваню как «Шень Янь», а остальные сдали на слом.

IJN_Okikaze_sinking_by_USS_Trigger
IJN_Okikaze_sinking_by_USS_Trigger

Гибель головного корабля типа произошла уже ближе к концу войны .10 февраля 1944 года в районе к юго-востоку от острова Формоза конвой, сопровождаемый эсминцем Minekaze, атаковала американская подводная лодка Pogy. Из шести выпущенных ею торпед две попали в Minekaze, ещё одна – в сухогруз Malta Maru. Получив серьёзные повреждения, эсминец затонул спустя 1015 минут. К чести японских инженеров, гибель корабля после затопления четырёх или даже пяти отсеков из четырнадцати – явление почти неизбежное, а 1015 минут до гибели являются вполне приличным результатом, свидетельствующим о неплохой живучести эсминца.

Для 20-х годов эсминцы типа Minekaze были одними из лучших в своем классе,опережая соперников в скорости и не уступая в вооружении.Недостатки заключались в низкой остойчивости(негативное следствие скоростных достижений),неудачном расположении артиллерии(всего по одному орудию для погонной и ретирадной стрельбы,а бортовые залпы для эсминцев-нештатный вариант) и заливаемость торпедных аппаратов. Однако корабль стал этапным для японского судостроения- с него началось использование ТЗА, он стал родоначальником нескольких серий крупных ,скоростных и хорошо вооруженных эсминцев.Слабость зенитного вооружения была некритична для 20-х.

А уже в 30-х устаревшие эсминцы ,выведенные из первой линии,были доработаны для охраны морских акваторий , рыболовства и боевой подготовки флота. Окончательно эсминцы предполагалось вывести из состава флота к 1945 году, а пока они интенсивно перестраивались с учётом новых задач в корабли специального назначения.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам