Найти тему
Классическая музыка

Классическая музыка Америки

Оглавление

С классической музыкой Америки дела обстоят не так хорошо, как с музыкальной культурой Европы. Сходу, скорее всего, вы даже не сможете назвать произведения, которые можно было бы охарактеризовать как «великие». Тем не менее, в Новом Свете музыка была и есть, поэтому здесь расскажем о самых ярких произведениях американской музыкальной культуры.

Симфония № 4

Чарльз Айвз

Есть чёткий термин «великий американский роман», а вот что такое «великая американская музыка» никто не знает. Попробуем определиться – у Америки есть, пожалуй, самый значительный композитор – Чарльз Айвз. Его величие заключается в том, что он раньше других воплотил в жизнь новые музыкальные средства выразительности: атональность, алеторику, политональность, – в общем все то, что определяет звучание ХХ века. Слушая его музыку, можно согласиться со Стравинским, она действительно «открывает новое понимание Америки». Публикуем «итоговый шедевр» Айвза – Четвертую симфонию. Композиция ставит вечные вопросы о смысле жизни, кем и чем является человек и какова его роль на Земле. Я бы назвал это произведение – Главной симфонией Америки.

Симфония № 2 «Век тревоги»

Л. Бернстайн

Вторая симфония Бернстайна «Век тревоги» – это одновременно «Жизнь Кристины» и «Полуночники», только в музыке. С точки зрения композиции, симфония представляет некий симбиоз джазовых ритмов, бродвейских мюзиклов и сложной атональной музыки XX столетия, – все это не иначе как иллюстрация шрамов на теле Мира после протяженной всеобщей войны.

Жанр произведения настолько же неопределен, как и его музыкальный характер, это и симфония, и фортепианный концерт, и симфоническая поэма. Произведение написано по барочной эклоге У. Одена «Век тревоги». К сожалению, мне не удалось найти литературный источник на русском языке, узнал из сети только то, что действие начинается ночью в нью-йоркском баре, а заканчивается с рассветом на городских улицах. Сказать же, что музыка Бернстайна похожа на послевоенное похмелье я не могу. Да, такой боли в партитуре американца, как в послевоенных произведениях Лигети, Шёнберга или Шостаковича не наблюдается, но музыка здесь – скорее иллюстрация войны, с ее началом, окончанием и последующим осмыслением. Например, в напряженных фрагментах второй части в тяжелом диссонансом грохоте узнается бомбардировка Хиросимы. Смягчается эта вакханалия кратковременным траурным адажио, прерванным джазовыми ритмами, символизирующими не столько американскую свободу, сколько вывернутый наизнанку победный марш. С помощью этого приема Бернстайн рисует собственные антивоенные взгляды, заканчивая произведение скорбной нотой пацифизма...

Рапсодия в блюзовых тонах

Дж. Гершвин

«Рапсодия в блюзовых тонах» – жемчужина американской академической музыки. Изначально, она задумывалась как эксперимент сочетания джаза и классики. С потрясающим успехом это удалось сделать Джорджу Гершвину. Композитор расширил существовавшие тогда границы джазовой музыки, придал ей масштаба и разнообразия. «Рапсодия» – очень энергичное и веселое произведение, с потрясающим развитием мелодии. Высказывание Гершвина о джазе подойдет и под описание конкретного произведения: «Джаз – это выплеск энергии, которую накопила Америка». Публикуем две записи: в реализации самого Гершвина и, на наш взгляд, эталонное исполнение рапсодии Марком Амленом.

Концерт для скрипки № 2 «Американские времена года»

Ф. Гласс

Времена года хоть и американские, но очень питерские, ибо тоже непонятно, где там зима, а где весна:) А вообще с произведением все очень интересно – оно создано, чтобы сопровождать «Времена года» Вивальди, но вот части в них не определены — не ясно, какая из них описывает конкретное время года. В этом своя прелесть – различит ли ваш внимательный слух, что в этой музыке какому времени года соответствует? Вот скрипач Роберт Макдаффи, который попросил Гласса написать произведение, всё различил не так, как задумал композитор:)

Послушать и скачать в хорошем качестве представленные в статье композиции можно в нашем телеграм-канале https://t.me/classmus