Психоневрологический интернат — учреждение социального обслуживания. Это «дом» для людей с психическими нарушениями, где они получают социальные услуги и зовутся ПСУ — получатели социальных услуг.
В ПНИ попадают по путевке от Департамента социальной защиты. Попадают по разным причинам.
В психоневрологический интернат принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, имеющие соответствующие показания для оформления в психоневрологический интернат.
По закону в ПНИ человека можно определить только по собственному желанию. На деле далеко не всегда это так. Безусловно, ПНИ — итог печальной жизненной истории. У каждого он свой. Можно выделить несколько типичных историй для ПНИ.
Выпускники детских домов
Если человек жил в детском доме для умственно отсталых детей, то скорее всего в 18 лет он перейдет в ПНИ. В ДДИ детям не дают карманных денег, не выводят в магазин и не приучают к самостоятельности. Не имея никакого представления о жизни в обществе, дети навсегда остаются запертыми в системе.
Для «самых продвинутых» в ДДИ существуют комнаты социального быта, они ходят в школу, в театр и на концерты. В некоторых интернатах в последние годы создаются для таких ребят «тренировочные квартиры», продлевают их пребывание в ДДИ до 23 лет, ставят на очередь на получение жилья и пытаются социализировать. Единицы обретают надежду на самостоятельную жизнь. Системы поддержки таких ребят на дому не существует, страх отправить «ребеночка» во взрослую жизнь огромный, а возможности социализироваться без поддержки нет. Чаще всего все-таки путь определен в ПНИ.
Дети престарелых родителей
Ребенок с особенностями требует много внимания и сил. Со временем, если человек не способен освоить навыки самообслуживания, или если ему регулярно нужно индивидуальное внимание и сопровождение, родители теряют силы. Чаще всего это одинокие мамы. Они стареют, опускают руки, понимают, что не могут больше ухаживать и сопровождать и со слезами на глазах провожают своего ребенка в ПНИ.
Люди, которым требуется индивидуальная помощь
В Пни живут люди с психическими расстройствами. Например, с шизофренией. Однажды в семью пришла болезнь и родственники не смогли жить с душевно больным человеком. Его определили в ПНИ. Примерно так же развивается судьба людей с алкоголизмом.
Престарелые люди
Бабушка может быть одинокой или иметь детей, внуков. Скорее всего, решив определить ее в интернат, дети хотели ее уберечь от непредсказуемых действий, боялись оставить дома одну, Возрастные изменения психики и физическое состояние не позволили ей вести самостоятельный образ жизни. В некоторых регионах психоневрологические интернаты объединены с домами престарелых. В
таких интернатах чаще других можно встретить ветеранов ВОВ, доживающих свой век в ПНИ.
Обманутые люди
Иногда, чтобы заполучить недвижимость, родственники идут на все, в том числе на вызов психиатрической помощи для оказания принудительного лечения. Матери детям, дети матерям, бывшие жены, мужья... кто угодно.
Люди, потерявшие память
В списке жителей каждого ПНИ есть один или несколько человек с фамилией Непомнящий. Однофамильцы. Часто это люди, которые не смогли вспомнить своего имени после травмы или в следствии заболевания.
Люди с физическими нарушениями
Иногда в ПНИ можно встретить людей с сохранным интеллектом, но с физическими нарушениями — например, ветеранов афгана без ног или рук. Есть ли у них психические нарушения — не известно. Возможно, только на бумаге.
Люди с психическими расстройствами
Известны случаи, когда люди добросовестно госпитализировались во время обострения болезни в психиатрическую больницу и больница решала направить их на стационарное обслуживание, инициируя в суде дело о лишение дееспособности. В одном из московских судов единовременно за день лишили дееспособности 65 человек по инициативе больницы им. Алексеева. Восстанавливают же дееспособность годами. Выбраться в такой ситуации из интерната почти не возможно.
Ни с пациентами, ни с их родственниками врачи нормально общаться не хотят, скрывают от них информацию и даты судов. Понятно, что люди с психиатрическим диагнозом – неудобные пациенты, а если они живут в ПНИ, то их проще госпитализировать и выписать обратно, – поясняет юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор для радио Свобода
«Зэки»
В одном из московских ПНИ я встретила людей, проходящих принудительное психиатрическое лечение, что на мой взгляд противоречит закону о психиатрической помощи, где черным по белому написано (ст. 13):
Принудительные меры медицинского характера осуществляются в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь.
ПНИ — стационарное учреждение социального обслуживания.
Уверена, это далеко не все возможные пути попадания в ПНИ.
Дополняйте в комментариях!