Николай Марков, фото из архива автора
История ЛиАЗа берет начало в 1933 году, когда в соответствии с постановлением ВСНХ СССР в поселке Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Московской области началось строительство Лесохимического опытного завода облагораживания древесины (ЛОЗОД). В распоряжение завода был передан участок земли со зданиями бывшей текстильной фабрики Смирнова. Специализировался ЛОЗОД на производстве прессованной древесины, брусков лигностона и ширпотреба. С началом войны ЛОЗОД был временно эвакуирован в город Аша Челябинской области, однако уже в начале 1942-го вернулся обратно, а в 1944-м был преобразован в Ликинский машзавод (ЛиМЗ), взявшийся за выпуск машин для лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности. В их числе – шпалорезные станки, мотовозы, трелевочные лебедки, лесовозы, снегоочистители, передвижные электростанции и ремонтные мастерские на шасси прицепов…
В 1958 году в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР (№ 422 от 17.04.1958 г.) на ЛиМЗе началась масштабная реконструкция в связи с перепрофилированием завода на выпуск городских автобусов. Стартовой моделью в новой истории завода, переименованного в ЛиАЗ, стал ЗИЛ-158. Документацию на него ликинцы получили со столичного МосЗИЛа. Первый автобус был построен ликинцами фактически вручную 10 января 1959-го, а с 6 августа – после введения в строй нового сборочного корпуса – выпуск «сто пятьдесят восьмых» был поставлен на поток. Уже с 1960 года ликинские автобусы стали поставляться на экспорт: 95 машин были отгружены в Ирак, Аргентину, Болгарию и Монголию. В октябре 1961 года на конвейер встала модернизированная версия ЗИЛ-158В, получившая целый ряд новых узлов и агрегатов (сцепление, коробку передач, карданную передачу, стояночный тормоз, задний мост).
Обратите внимание: даже будучи собранными в Ликино-Дулево и получив ликинские заводские эмблемы на кузове, эти автобусы вплоть до самого последнего дня производства продолжали официально нести марку «ЗИЛ». Наглядное и самое простое подтверждение этому можно было найти в салоне ликинских «сто пятьдесят восьмых», посмотрев на заводскую маркировочную табличку. Там русским языком и совершенно четко писалось: «Ликинский автобусный завод. Модель ЗИЛ-158…».
В Ликино-Дулево на базе ЗИЛ-158 и ЗИЛ-158В было разработано два десятка модификаций, включая первый в СССР сочлененный автобус ЛиАЗ-5Э-676. Крупными партиями с конвейера сходили модификации в экспортном (ЗИЛ-158ВЭ), тропическом (ЗИЛ-158ВЮ) и северном (ЗИЛ-158ВА) исполнении. Выпуск автобусов серии «158» завершился в декабре 1970 года, а их суммарный тираж на ЛиАЗе составил 62 тыс. экз.
Одновременно с наращиванием объемов выпуска модели ЗИЛ-158 на ЛиАЗе при участии конструкторов ЗИЛа и НАМИ велась разработка принципиально новых городских автобусов большой вместимости: ЛиАЗ-675 и ЛиАЗ-677. Первый из них так и остался нереализованным проектом, а вот второй был воплощен в металле уже к ноябрю 1962 года. В перечень товарной продукции ЛиАЗ-677 попал в 1965 году, когда завод отчитался о сдаче потребителям первых трех экземпляров новых автобусов, собранных по обходным технологиям. Регулярный характер сборка ЛиАЗ-677 начала носить с ноября 1967 года.
В короткий срок был освоен выпуск северной (ЛиАЗ-677А), пригородной (ЛиАЗ-677Б), экскурсионной (ЛиАЗ-677В) и экспортной (ЛиАЗ-677Э) модификаций. Кроме того, в 1969-1983 гг. на базе ЛиАЗ-677 штучно изготовлялись передвижные телевизионные станции моделей ЛиАЗ-5930, ЛиАЗ-5931 и ЛиАЗ-5932. В опытном порядке были разработаны версии с газовыми и дизельными двигателями.
Модернизированный в 1982 году автобус ЛиАЗ-677М сходил с конвейера ЛиАЗа до августа 1994 года. Однако штучная сборка «ветеранов» из задела деталей продолжалась по 1996 год включительно, когда были построены последние 3 машины. Общий тираж автобусов серии «677» ликинской сборки составил 194,4 тыс. экз. Лицензию на выпуск ЛиАЗ-677М приобрели 8 других российских заводов, производивших сборку этих автобусов в период 1991-2000 гг.
В 1985 году на ЛиАЗе началось техническое перевооружение под производство новой дизельной модели «5256», разработанной во Львове институтом ВКЭИавтобуспром. Параллельно в цехе мелких серий началась сборка опытно-промышленных партий новых автобусов. В марте 1991 года производство ЛиАЗ-5256 было переведено на главный конвейер. К этому моменту средний темп выпуска автобусов новой модели составлял уже 400 единиц в год.
В дополнение к базовой модели (3-дверный кузов, дизель КамАЗ, автоматическая КП «Львов-3») силами НТЦ ЛиАЗа и ВКЭИА было создано множество модификаций. В их числе – пригородные варианты, версии с роботизированной трансмиссией (механическая КП КамАЗ с системой автоматического переключения), автобусы с двигателями ЯМЗ, Cummins, Caterpillar и MAN, газобаллонные автобусы, а также различные специальные машины (передвижное кафе, медицинский диагностический комплекс, компьютерный класс, видеосалон, таможенный пункт и т.д.). Многие из этих машин выпускались серийно или под заказ.
В 2000 году переживавший непростые времена ЛиАЗ вошел в состав холдинга «РусПромАвто», открывшего заводу второе дыхание. Серьезные инвестиции позволили «подтянуть» качество сборки, провести модернизацию и расширить модельный ряд за счет освоения в 2002 году серийного производства сочлененного автобуса ЛиАЗ-6212. Дальше новые модели посыпались как из рога изобилия: 2003 год – представлен «низкопольник» ЛиАЗ-5292, 2004-й – низкопольная «гармошка» ЛиАЗ-6213, 2006-й – полунизкопольный автобус ЛиАЗ-5293. На базе практически всего модельного ряда автобусов началось производство троллейбусов: сначала на предприятиях-партнерах (на МТрЗ с 2003-го, на ВЗТМ с 2005-го), а затем с декабря 2007-го – и на собственных площадях.
В последующие пять лет на предприятии произошли заметные преобразования в области организации производства: был модернизирован главный конвейер, заменено технологическое оборудование. В общий поток конвейера была включена сборка моделей 5292, 6212 и 6213. Следом состоялось освоение автобусов с двигателями экологических стандартов Euro-5 и EEV, расширение модельного ряда за счет внедрения в производство собственных «низкопольников» размерности 9,5 и 10,5 м, а также организация производства автобусов «Круиз» и «Вояж», переданных с перепрофилированного ГолАЗа.
Ну, а вершиной эволюции пассажирского транспорта из Ликино-Дулево в нынешнем десятилетии стало создание автобусов с гибридным приводом и электробусов. Первые из них пока так и остались опытными образцами, а вот «электрички» уже вовсю возят пассажиров по Москве. Кстати, в следующем году у нас будет сразу несколько поводов вновь вспомнить об автобусах ЛиАЗ, ведь завод готовит сразу несколько премьер. В их числе – электробус нового поколения, «низкопольник» с модернизированным салоном и новые модификации автобусов с двигателями, работающими на сжиженном метане. Так что не переключайтесь, будет интересно!
Читайте также на канале "МАШИНА":
- Пазики с гибридным приводом
- Первые микроавтобусы РАФ
- Автобус, который часто путают с ЛиАЗ-5256