Найти в Дзене
Владимир Карпов

Почему сланцевый газ из США оказался дешевле трубопроводного от "Газпрома"?

В сети появилось много информации о том, что сланцевый газ из США продаётся в Западной Европе по цене 120 долларов за 1 тысячу кубометров, что намного дешевле предложения российского трубопроводного. «Новые Известия» старательно высчитывают дату банкротства «Газпрома». Что здесь соответствует действительности, а что нет, и что происходит на самом деле.

Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

Стоимость газа на газовом хабе TTF в Нидерландах, о котором ведётся речь, формируется не в долларах США за кубометры, а в долларах США за 1 миллион BTU (британских тепловых единиц). Иными словами, покупаются и продаются не кубометры и тонны, а тепло, которое получается по сжигании.

Почему «Газпром» почти всегда оперирует ценой за 1 тысячу кубических метров? Да потому, что теплотворная способность поставляемого газа в соответствии с внутренним стандартом «Газпрома» чётко зафиксирована, и должна составлять не менее 35,8 миллионов BTU в 1 тысяче кубометров. Цифра эта постоянная для всех контрактов, фигурирует в балансе, находящемся в открытом доступе в соответствии с законодательством РФ.

Теплотворность сланцевого газа в США «гуляет» в большом диапазоне, она очень сильно различается от месторождения к месторождению. Поэтому цена в кубометрах не показательна, и котируется в BTU. И, если, например, «Газпром» сегодня реализовал свой стандартный трубопроводный газ по цене 169 долларов за тысячу кубометров, то СПГ из США с теплотворной способностью 25 млн BTU будет продан по цене 120 долларов за 1 тысячу кубометров.

Средневзвешенная себестоимость сланцевого газа по данным Минэнерго США при условии доставки на хаб в Нидерландах составляет 5 долларов США за 1 миллион BTU, то есть в привязке к стандартной теплотворности 180 долларов за 1 тысячу кубометров, но никак не 120. И потуги снизить себестоимость за счёт каких-то революционных технологических решений иллюзорны. Минимальная себестоимость уже пройдена в 2017 году, и с тех пор только растёт. И если с целью снижения себестоимости «прикрыть» нерентабельные месторождения, то газа не будет хватать даже для США, про экспорт надо будет забыть раз и навсегда.

Почему же сланцевики из США продолжают гнать СПГ в Европу себе в убыток? Первое: в преддверии зимы газовые хранилища в США заполнены под завязку, и дополнительные объёмы можно только экспортировать. Второе. Традиционное месторождение газа при необходимости можно временно заглушить, а через некоторое время, когда спрос возрастёт возобновить добычу. А что будет если временно заглушить скважину сланцевого газа? А ничего не будет. Чтобы со временем возобновить добычу необходимо снова делать гидроразрыв.

Ещё один нюанс. Схема владения в сланцевой отрасли США крайне запутана. У месторождения один собственник, у буровой вышки другой, у газовой трубы третий, у завода по сжижению газа четвёртый, плюс невообразимое количество малопонятных финансовых и прочих посредников. Отыскать в этой куче помойку, в которую сливаются убытки очень нелегко.

А какова себестоимость у «Газпрома»? А это ввиду отсутствия в Совете директоров западных коллег и отказа с 2015 году от услуг американской аудиторской фирмы «PWC» стало нормальной коммерческой тайной. И пусть сланцевики из США самостоятельно высчитывают до какой цены способен «упасть» Газпром.

Конечно у «Газпрома» на себестоимость сильно повлияли беспрецедентные затраты: «Северный поток 2», «Турецкий поток», «Сила Сибири». Но это уже другая тема, к тому же требующая сопоставления с положением дел в этой части у американских сланцевиков.