Речь идёт о тетрадях на печатной основе, в которых большая часть ответа напечатана типографским способом, а ученику требуется лишь вписать туда меньшую часть.
Думаю, никому не надо подробнее объяснять, что это такое.
Технически, это дело выглядит довольно привлекательно. Преимущества данного метода ________________ (вставь подходящее по смыслу слово). Давайте их рассмотрим (надо же что-то хорошее и о петерсонской системе сказать).
Главным достоинством таких пособий считается следующее: ученик начальной школы очень загружен рутинной работой и у него не остаётся сил и времени для творчества, собственного мнения и прочей лабудени, которая должна сверкать из всех дыр на уроке. Рабочие тетради снимают необходимость тратить время на записи "необязательных" и "неважных" вещей, таких как единицы измерения, знаки равенства, второстепенные члены предложений, _______________ (дополни сам). Выглядит это примерно так:
Великолепная идея разбивается о реалии восприятия ребёнком информации.
Помните анекдот:
Мамаша хвастает друзьям, как она с маленькой дочкой выучила месяцы:
- Первый месяц ян...
- ...варь!
- Молодец, потом фев...
- ...раль!
- Ма...
- ...рт!
- Отлично, а теперь сама!
- ...рель, ай, юнь, юль, густ, ябрь, ябрь, ябрь, ябрь!
Ничего не напоминает?
Первым делом, рабочие тетради воспитывают именно такие "ябри" в детской голове. В общем-то, на этом можно было бы и закончить, но я укажу на ещё один момент.
Тетради на печатной основе культивируют и тренируют угадывание, и не только такое, про которое я уже писал.
Угадывание в том смысле, что ученик не вдумывается в смысл заданий (порой вовсе не читает их), не пытается подумать над нужными вещами. Всего этого не требуется, всё уже украдено до нас. У ребёнка остался только один вопрос: какую циферку вписать в квадратик?
А теперь вспомним, что с циферкой шанс угадать 0,[_] (впиши недостающую цифру). А если поискать разные закономерности (в нашем примере нигде не может быть 0, и так далее), то шанс угадать можно увеличить до 0.9, а то и больше. Возьмем третье задание под буквой "бэ". Ну так, для напримера. Там в квадратики по-любому надо вписать цифры 2, 3 и 4 - до этого четвероклассник догадается без труда, ведь он уже пятый год вписывает в квадратики цифры, написанные в тексте чуть выше. Без повторов. При чем в первых две из трёх, а последнем задании - все. Не надо читать задания. Не надо представлять себе дробь "на картинке", никаких разрезанных батонов или, на худой конец, тортов. Просто голые цифры.
Угадывать можно и действия в четвёртом задании, тем более, на этой странице их уже написали чуть выше. Очевидно, умножить и сложить, под это даже места много оставлено.
А думать не надо. Просто копируй, угадывай, записывай... Зачем петерсонам думающие граждане?
PS
Многие хвалят Петерсон и при этом ругают ЕГЭ. Рабочие тетради, где угадывание культивируется, считают верхом педагогического мастерства, а экзамен, в котором угадывание гарантированно приведёт в ловушку, специально на этот случай оставленную, зовут "угадайкой".