Найти тему
Доцент ЕГЭвед

Может ли обычный школьник сдать ЕГЭ на 100 баллов

Оглавление

Всем привет, меня зовут Иван Михайлович, я 10 лет работаю в системе ЕГЭ по истории: проверяю его как эксперт, готовлю учеников, общаюсь с коллегами, поэтому мне есть кой-чего рассказать о том, как там всё устроено.

Очень часто встречаю такое мнение, что, мол, любой школьник может сдать ЕГЭ на 100 баллов по любому предмету, если будет хорошо учиться и готовиться. Причём ладно бы такое говорили министры да чиновники, они известные сказочники, но ведь даже сами родители часто считают, что школьники получают плохие результаты только из-за собственной лени и глупости.

старожилы говорят, что в былые времена школьники на уроках не спали, а весь урок напролет с открытым ртом словили каждое слово учителя
старожилы говорят, что в былые времена школьники на уроках не спали, а весь урок напролет с открытым ртом словили каждое слово учителя

И тут я собираюсь выступить в защиту детей:

Не может обычный школьник на основе обычных школьных уроков сдать ЕГЭ на 100 баллов!

Об этом говорит, как минимум, статистика. За все годы работы экспертом в комиссии по проверке ЕГЭ я ни разу не видел стобалльника из сельской школы или даже простой городской. Это всегда выпускники гимназий, лицеев, специализированных классов и знаменитых на весь регион учителей. К тому же за спиной таких детей всегда стоят репетиторы, дополнительные занятия, кружки и прочее.

Короче, не припомню я такого, чтобы кто-то получал 100 баллов на ЕГЭ, просто прочитав школьные учебники (хотя не исключено, что такие уникумы все же встречались, но я говорю, что видел).

Пусть занимаются самообразованием! - кричат на детей взрослые. Но:

Для самообразования нужно уметь учиться

Самообразование - это хорошо, когда тебе 35 лет, за спиной школа, университет и пара повышений квалификации. Ты уже знаешь, с чего начинать поиск нужной информации, как отличать хорошие учебники от плохих и как натаскаться на решение нужных заданий.

Если ты ребёнок, тебе 17 лет и тебе никогда не преподавали нормально предмет, как это часто бывает в обычной школе, ты растерян и руки опускаются сами собой. Особенно если проблема тянется не первый год. Как самому постичь материал 11 класса, если ты до сих пор толком не понял материал 8-го? Ты пробовал читать учебник, но все равно ничего не понял, что дальше? Например, в ЕГЭ по обществознанию требуют написать развёрнутый план ответа по какой-либо теме, а ученик не может понять, что такое "развернутый план ответа", потому что ему никто никогда не объяснял это*.

* абсолютно реальная ситуация из личного опыта.

Сложно заниматься самообразованием, когда в школе заставляют заниматься всякой ерундой.

Теоретически, все темы, которые есть в образовательном стандарте, должны разбираться на уроках. Но вот один урок попал на сентябрьскую линейку, потом всех сняли с уроков для похода в музей в связи с какой-нибудь годовщиной, потом всех послали слушать какого-то очень важного человека, потом все пошли собирать мусор или сажать деревья, потом у учителя открытый урок и он рассказывает не что нужно, а что красиво выглядит, и так далее...

А ещё иногда учителя просто не хотят работать и вместо урока показывают фильм...

А ещё учителя любят проводить никому не нужные контрольные и самостоятельные...

А иногда учителя болеют, меняются по нескольку раз в год или их просто нет, потому что не нашлось желающего работать за эту зарплату...

Короче говоря, дети вроде бы загружены, но безо всякой пользы. Это отнимает у них силы и не дает никаких знаний. Хуже того, складывается впечатление, что какое-то обучение идёт, но на самом деле учёбы считай что нет. В гимназиях учителя-энтузиасты проводят дополнительные уроки, директора не позволяют тратить уроки на сякую ерунду, но во многих школах главное, чтобы дети были заняты - неважно чем.

Сложно заниматься самообразованием, когда все вокруг говорят, что ты идиот.

Эта тема редко поднимается, а зря. В сегодняшних российских школах дети испытывают чудовищное моральное давление со стороны учителей и администрации. Считается нормальным:

  • кричать на детей, говорить на повышенном тоне и проявлять агрессию;
  • оскорблять детей и унижать их способности ("я запрещаю тебе сдавать ЕГЭ по истории, потому что ты слишком тупая/бестолковая/двоечница/глупая"*);
  • топтаться по их самооценке ("если ты сдашь ЕГЭ по истории на четверку - это будет чудо"*);
  • пугать их страшными последствиями ("лучше сдавай только математику и русский, а то завалишь ЕГЭ по истории и вообще аттестат не получишь"*)
  • а иногда то же самое делают еще и родители, чем усугубляют ситуацию...

* передаю со слов знакомых школьников

Причём чем более "обычная" школа, тем шире там практикуется моральный садизм. Некоторые учителя вообще не способны учить, зато всегда рады поиздеваться, например, заставить детей переписать параграф из учебника в тетрадь - распространённый пример бессмысленной жестокости.

Как результат, многие школьники настолько подавлены и деморализованы, что потеряли всякую веру в себя. Их просто воротит от всего, что связано со школой, в том числе учебников, тетрадей и заданий. И поскольку они всё же дети, им трудно взять себя в руки и заставить себя учиться вопреки всем и несмотря ни на что.

И тут им говорят: соберись! Займись самообразованием! Читай умные книжки! Практикуйся решить тесты! А несчастные дети хотят уже только, чтобы от них все отстали...какие уж там ЕГЭ на 100 баллов...

Почитайте, например, как учителя отговаривают школьников сдавать их предмет, лишь бы те не испортили статистику.