Что сейчас, что в ранней литературе, как-то мало можно встретить реально хорошие произведения о священнослужителях. Русская народная сказка – та чаще высмеивает их, как может. Недалеко ушли и классики, все помнят «Сказку о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина. И везде священники предстают этаким паразитирующим на теле крестьянина или рабочего классом.
Немало этому негативному мнению поспособствовало становление советской власти в довоенный период. Когда страхом лагерей и расстрелов буквально выжигалась из сознания народа мысль о религии. Даже в нашем, неприветливом сибирском крае, есть случаи, когда священников высылали ещё дальше, по формулировке «служитель религиозного культа».
И при этом мы почти все забыли, что именно церкви и её служителям мы обязаны тем, что знаем сейчас о прошлом своей деревни, о своих предках, о том, кто жил и что происходило на нашей малой родине 150 – 200 лет назад. Именно они организовывали первые деревенские и сельские церковно-приходские школы, чтобы хоть немного обучить грамоте местных ребятишек. Ведь ни одного учителя не заманишь из города в глухое сибирское село.
Последнее время стало модным составлять свою родословную. Куда человек бежит в первую очередь, чтобы узнать о своих предках? В архив, за церковными метрическими книгами, в которые когда-то, рукой священнослужителя было записано, когда тот или иной человек родился, когда женился, и когда отошёл в мир иной.
Представьте себе, что вы – молодой тридцатилетний священник, с двумя детьми и беременной женой, проживающий в Московской губернии в середине 19 века. По тем временам вы очень даже неплохо живёте, и в мечтах у вас – безоблачное будущее. И тут вас отправляют служить в прямом смысле, «к чёрту на рога», за три тысячи километров, в Сибирь, Енисейскую губернию, в село, про которое вы и слыхом не слыхивали. Даже сейчас слово Сибирь вызывает у иных жителей западной России страх, а в то время, даже боюсь представить, что у человека на душе творилось.
И вы собираете нехитрые пожитки, беременную жену, малолетних детей, и отправляетесь на новое место, долг зовёт. Там у вас рождается ребёнок, который уходит через полгода из-за того, что здесь нет фельдшера, а ещё через семь лет вы остаётесь вдовцом, проводив в последний путь тридцатидвухлетнюю супругу. И всё. Никого нет рядом, кроме двух детей, которым не так много лет, и они требуют внимания и ухода.
Но вам всё равно нужно ездить к больным в соседние деревни, на похороны, отправлять службы, всенощные, венчать, а вокруг – одни и те же лица, и единственное разнообразие – визит Благочинного раз в год.
Представили? А между тем, это не выдумка. Это жизнь первого священника нашей сельской церкви, которую мне удалось восстановить благодаря архивным документам и метрическим книгам. Звали этого человека Яков Семёнович Космаков.
К сожалению, я не весь его жизненный путь имею возможность отследить, для этого нужно ехать в соседний город, и просматривать не оцифрованные архивные документы. Знаю лишь, помимо того, что сказал, что его супруга родом из Московской губернии Бронницкого уезда Велинской волости и села, что в девичестве она носила фамилию Спорышева, и звали её Прасковья Прокопьевна. Годы жизни её были 1832 – 25 октября 1864.
Сам же Яков Семёнович, родившийся примерно в 1827 году, прослужил в нашем селе 12 лет, с 1857, по 1869 год. Возможно дольше, я это узнаю, как только доберусь до городского архива.
И вот теперь, в свете всего этого, можно ли сказать, что деревенские священники и в самом деле ничего не делали, а только жили за счёт крестьянина? Думаю, ответ ясен.
Начиная с этой статьи, я хочу учредить раздел под названием "Замечательные случаи", которым будет заканчиваться каждая статья. Надо пояснить, что слово "Замечательный" в прошлом имело немного другое значение. Оно означало: "Выдающийся, достойный быть замеченным, памятный". Поэтому, не удивляйтесь, если увидите в этом разделе что-либо, не столь замечательное по сегодняшним меркам.
Здесь будут печататься случаи, краткие происшествия, цитаты из документов прошлого.
13 июля 1869 года был заключён очень редкий в те времена неравный брак между "Села Березовского, Климова тож, поселенцем Алексеевым, 24 лет, и Села Березовского, Климова тож, вдовой, крестьянской женой Ксенией Григорьевой Белошапкиной, 52 лет". Поручителями выступили "по жениху: села Березовского Климова тож крестьяне Семен Григорьев и Василий Григорьев Белошапкины, по невесте: того же села крестьяне Василий и Лука Савины Белошапкины".
24 февраля 1861 года в возрасте 103 лет скончался долгожитель "Села Березовского крестьянин Тимофей Васильев Тепляшин, от старости".