Опыты по созданию генома человека проводились уже давно. И 1-е успехи были в СССР. Но мы почему-то об этом не знаем. Просто не любят у нас почему-то публиковать об этом информацию.
По материалам СМИ, в том числе «РИА наука», «Аргументы и факты».
Скажем пару слов о предыстории
Мысль о клонировании терзала умы ученых издревле.
Еще средневековые алхимики намешивали в своих колбах гомункулов.
Парацельс работал над теорией о том, что, если продукт мужской жизнедеятельности (ну, вы поняли – какой) нагреть в сосуде до нужной температуры, а потом провести над ним ряд операций, то через 40 дней из колбы вылупится гомункул.
Честно говоря, эти операции Парацельса зачастую напоминали не ряд, а обряд, как в случае с закапыванием сосуда с мужским продуктом жизнедеятельности в продукт жизнедеятельности коня… Но ученый был вполне серьезен и доказывал свою теорию с помощью научных выкладок и опытов.
Впрочем, все (?) игры ученых со средневековым клонированием так и остались на уровне мифологии.
После смерти В. И. Ленина было решено создать хотя бы его копию, даже выделили большие деньги лаборатории. В 1924 г. ученые докладывали о 1-х успехах, об удачном 1-м клоне.
После высылки Л. Д. Троцкого в 1928 г. (И. В. Сталин боролся за свое единовластие) работы были свернуты. В 1940-е гг. работу продолжили, но уже на другом уровне...
Ученые доказали, что клонировать можно любой орган. Если же клонировать человека на органы, то затем надо его разделить на органы, а это уже строго запрещено законодательством всех стран.
В Китае в 2018 г. появились 1-е дети с измененной ДНК. Это осудил весь мир.
Кстати, профессор Преображенский был у истоков 1-й советской лаборатории по клонированию. Так что М. А. Булгаков назвал реального ученого...
С клонами Россия была впереди планеты всей
1-ми опытами по клонированию, о которых известно современным СМИ, были эксперименты в СССР в 1940-е гг., а вовсе не распиаренная на весь мир овечка Долли в 1996 г. в Шотландии.
Советский эмбрионолог Г. В. Лопашов показал, как можно у лягушек ядра клеток пересаживать в яйцеклетки. Довольно оптимистичные выводы он даже обнародовал в «Журнале общей биологии» в 1948 г.
И тут бац – началась охота на генетиков. Теорию Лопашова лысенковцы тоже быстренько пустили в загон, продолжать опыты не стали.
Имя Лопашова забыли. В отличие от умеющих себя рекламировать американцев, которые в 1950-е гг., т. е. спустя уже несколько лет после Лопашова, пошли тем же путем, что и он, но которых никто не зажимал. Поэтому их имена стали известными.
В нашей стране тему возобновили аж в 1970-х. И даже решили спонсировать новые опыты. Но молниеносных результатов ученые не добились, а потому тему уже 2-й раз свернули.
И вот в 1987 г. наши исследователи в Институте биофизики клетки пришли к потрясающему результату: создали клон мышки. Ее так сразу полюбили, что дали ей умилительное имя Маша и расхвалили ее в отечественном журнале «Биофизика».
Советские ученые переслали статью в западный журнал о своих больших успехах, но статья не была напечатана. Причем на нее в принципе не ответили. Вот просто молчание – и все. А через 10 лет, как ни странно, появилась овечка Долли.
И вот как раз Долли стала всеобщей звездой, а ее «отцы-создатели» – популярностями в научном мире.
Между прочим, один из исследователей в группе англичан за несколько лет до Долли бывал в НИИ цитологии и генетики в Новосибирске, где проводили опыты по клонированию. Интересное совпадение. Впрочем, совпадение ли?..
1-м клонированным животным в мире была не овечка Долли, а мышка Маша в СССР. Почему об этом мир не помнит?
Когда прогремел триумф овечки Долли, наш ученый Л. М. Чайлахян взывал к коллегам рассказать миру, кто же был 1-м в деле клонирования. Однако в те смутные годы всем, в том числе академии наук, было просто не до этого, все пытались как-то выживать в резко меняющемся мире.
А потом эта тема просто сошла на нет. Так и получилось, что, как обычно, в мире ценят тех, кто умеет вовремя подсуетиться, а не тех, кто умеет творить…