Гениальный танцовщик, «бог танца», как называли его современники, был поляком по национальности. Вацлав родился в 1889 году в семье Томаша и Элеоноры Нижинских. Оба его родителя были связаны с балетом. Отец - довольно известный танцовщик, балетмейстер, даже имел собственную труппу. Мать также училась в балетной школе, впоследствии выступала в Варшавском театре.
Вацлав Нижинский не был способным ребенком. Его сестра Бронислава вспоминала, что мальчик учился слабо, и ей приходилось помогать брату делать домашние задания. Но вот талант к танцу у него проявился рано. Когда отец ушел из семьи к одной из красивых балерин своей труппы, мать с детьми переехала в Петербург. Элеонора Нижинская думала, что в столице империи прожить будет легче, кроме того, в Петербурге была знаменитая балетная школа. Туда она и отвела 9-летнего Вацлава.
Видимо, мальчик уже владел основами танца, была поставлена техника. Во всяком случае, педагогов он поразил своим прыжком – необыкновенно высоким и легким, юный Нижинский словно зависал в воздухе. Позднее прыжок станет «визитной карточкой» танцовщика. Как тут не вспомнить строки Пушкина (обращенные, разумеется, не к Нижинскому, но очень образные):
«И вдруг прыжок, и вдруг летит!
Летит, как пух из уст Эола».
Вацлав Нижинский окончил Петербургское театральное училище. Еще учеником он начал принимать участие в балетных постановках, а в 15 лет уже блистал в роли Фавна в балете «Ацис и Галатея». Далее шла череда успешных выступлений, о Нижинском все заговорили как о короле балета. И вдруг блистательная карьера танцовщика оказалась под угрозой. В то время мужчины танцевали в широких штанах, напоминающих шаровары. Нижинский первым вышел на сцену в обтягивающем трико, публика была шокирована. В Мариинском театре в тот вечер была сама императрица Мария Федоровна, которая также была изрядно фраппирована. Нижинского уволили из труппы.
Однако эта неприятность оказалась началом оглушительного успеха Вацлава Нижинского за границей. Он примкнул к «Русскому балету» Сергея Дягилева, постепенно стал не только танцовщиком, но и режиссером. Одной из самых неоднозначных его постановок является «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского. В 2019 году другой гениальный танцовщик, Сергей Полунин, поставил и станцевал одноактный балет «SACRE» на музыку «Весны священной», посвятив Вацлаву Нижинскому.
Насколько прославленный танцовщик Вацлав Нижинский чувствовал себя поляком? Ведь большую часть детства он провел в Петербурге, большую часть молодости – в Париже и Нью-Йорке. Тем не менее, он сохранил свою национальную идентичность. Во временя учебы в театральной школе однокашники смеялись над ним, ведь юный поляк, лишь недавно приехавший в столицу Российской империи, плохо говорил по-русски. Он использовал польскую грамматику при построении фраз, а некоторые русские слова путал.
Вацлав вместе с сестрой Брониславой был крещен в один день в польском католическом костеле Святого креста в Варшаве. Всю жизнь он оставался католиком. Уже зрелым человеком в письме польскому оперному певцу Яну Решке он писал, что считает себя поляком.
Впоследствии Вацлав Нижинский женился на венгерской балерине Ромоле де Пульски, которая подарила ему двух дочерей.
После 1917 г. у Вацлава стало развиваться психическое заболевание, он больше не мог танцевать. Последующие тридцать лет прошли в борьбе с болезнью. Великий танцовщик умер в 1950 г. в Лондоне, а его прах захоронен на парижском кладбище Монмартр.
Судари и сударыни, если вам понравилась статья - не скупитесь на "лайк"! Автору всегда приятно признание)