Вопрос клиента:
Правила таможенного контроля при покупке оборудования в Китае. Какие налоги платить при этом?
Ответ клиенту:
Порядок ввоза иностранных товаров на таможенную территорию, их декларирования и уплаты обязательных платежей на территории РФ установлен Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Согласно п. 1 ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, в случаях, предусмотренных ТК ТС.
Подпунктом 27 п. 1 ст. 4 ТК ТС закреплено, что таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства проведения таможенного контроля.
Формы проведения таможенного контроля - это отдельные виды проверочных мероприятий. К таким отдельным мероприятиям производства таможенного контроля относится [2]:
- документальный контроль, т.е. проверка документов и сведений (ст. 111 ТК ТС), проверка системы учета товаров и отчетности (ст. 121 ТК ТС), таможенная проверка (ст. 122 ТК ТС);
- фактический контроль, т.е. таможенный осмотр (ст. 115 ТК ТС), таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС), таможенное наблюдение (ст. 114 ТК ТС), проверка маркировки товаров специальными марками, наличия у них идентификационных знаков (ст. 118 ТК ТС), таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 119 ТК ТС), личный таможенный досмотр (ст. 117 ТК ТС), учет товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 120 ТК ТС);
- устный опрос (ст. 112 ТК ТС);
- получение пояснений (ст. 113 ТК ТС).
Законодательно закреплено 12 форм таможенного контроля, которые представлены в ст. 110 ТК ТС.
Способы проведения таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (или форм) таможенного контроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести следующие.
1. Создание зон таможенного контроля.
Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 97 ТК ТС). Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенное наблюдение.
2. Назначение экспертизы.
Таможенная экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций в отношении их, назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при осуществлении таможенных операций требуются специальные познания (ст. 138 ТК ТС). Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.
3. Взятие проб и образцов.
Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для проведения таможенной экспертизы (ст. 144 ТК ТС). Заинтересованные лица и контролирующие государственные органы с разрешения таможенного органа вправе отбирать пробы и образцы товаров в случаях, установленных ТК ТС и законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 155 ТК ТС).
4. Привлечение специалистов.
Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия при проведении таможенного контроля (ст. 102 ТК ТС). Специалист и эксперт не должен быть заинтересованным в результатах заключения, кроме того, специалист должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической деятельности.
5. Наложение ареста на товары или изъятие товаров.
Согласно ст. 134 ТК ТС налагать арест на товары и изымать их необходимо в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с ТК ТС, законодательством государств - членов Таможенного союза, налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Основанием для наложения ареста является обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначения товаров иными способами, если последние должны наноситься на товары, ввозимые на территорию государств Таможенного союза. Основанием для наложения ареста может быть отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и выпуска товаров, а также обнаружение недостоверности таких сведений, при обнаружение признаков, что в отношении товаров не соблюдены условия и порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или что товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры, и некоторые другие в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
6. Применение информационных ресурсов.
Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 44 ТК ТС). В целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую сведения: об учредителях организации; о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя; о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности; об открытых банковских счетах; о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности; о местонахождении организации; о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика; о платежеспособности лиц, включенных в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях (заключено в г. Пекине 5 марта 1992 г., не требует ратификации) устанавливает принципы поощрения и развития торгово-экономических отношений, в частности оно фиксирует взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в части взимания таможенных пошлин, налогов и сборов при импорте и экспорте товаров и услуг, а также в отношении правил таможенного управления и таможенных формальностей.
Ввоз товаров в Россию (импорт товаров) признается объектом налогообложения по НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налог при этом уплачивается в составе общих таможенных платежей (подп. 3 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Уплата НДС на таможне
Заплатить НДС при ввозе товаров должен декларант или иные лица (например, перевозчик) (ст. 143 НК РФ, ст. 79, 80 Таможенного кодекса Таможенного союза). Если декларирование производится таможенным представителем (брокером), то он является ответственным за уплату НДС (ст. 15 Таможенного кодекса Таможенного союза).
НДС при ввозе уплачивается таможенным органам (п. 1 ст. 174 НК РФ, ст. 84 Таможенного кодекса Таможенного союза).
НДС на таможне нужно заплатить в особом порядке: не по итогам того квартала, в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей.
Конкретный срок уплаты НДС зависит от таможенной процедуры, под которую были помещены импортируемые товары (ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза). Так, например, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для свободного обращения срок уплаты НДС – до выпуска товаров, при условии, что импортер не применяет никакие льготы по уплате этого налога (подп. 1 п. 3 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза). Пока НДС не будет заплачен, таможня не выпустит товар.
Кроме того, от таможенной процедуры, под которую помещаются товары, зависит и порядок уплаты НДС при ввозе. При одних процедурах НДС нужно платить полностью или частично, при других – платить не нужно вообще (п. 1 ст. 151 НК РФ).
Освобождение от НДС
Товары, при ввозе которых НДС на таможне платить не нужно, перечислены в статье 150 Налогового кодекса РФ. Например, не облагается НДС ввоз в Россию технологического оборудования (в т. ч. комплектующих и запчастей к нему), аналоги которого в России не производятся (п. 7 ст. 150 НК РФ). Перечень такого оборудования утвержден постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372.
Ставки НДС
В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ). НДС начисляйте в рублях и округляйте до второго знака после запятой п. 30 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131).
При реализации отдельных видов работ (услуг), связанных с импортом товаров, применяется ставка НДС 0 процентов (п. 1 ст. 165 НК РФ).
Расчет НДС
Сумма налога рассчитывается по особым правилам.
Если организация импортирует товары, облагаемые и таможенными пошлинами, и акцизами, используйте формулу:
НДС = Таможенная стоимость товара + Таможенные пошлины + Акцизы × Ставка НДС
Если организация ввозит подакцизные товары, которые освобождены от таможенных пошлин, НДС рассчитайте по формуле:
НДС = Таможенная стоимость товара + Акцизы × Ставка НДС
При импорте товаров, которые облагаются таможенными пошлинами, но освобождены от акцизов, для расчета налога примените формулу:
НДС = Таможенная стоимость товара + Таможенные пошлины × Ставка НДС
Если товар освобожден и от таможенных пошлин, и от акцизов, используйте формулу:
НДС = Таможенная стоимость товара × Ставка НДС
При ввозе в Россию продуктов переработки товаров (если ранее товары были вывезены из России для переработки за границей) НДС рассчитайте по формуле:
НДС = Стоимость переработки товара × Ставка НДС
По каждой группе товаров налог рассчитывайте отдельно. Общая сумма НДС к уплате будет равняться сумме налогов, подсчитанных по группам товаров.
Такие правила установлены пунктом 3 статьи 160 и пунктом 5 статьи 166 Налогового кодекса РФ.
Таможенная стоимость заявляется при декларировании товара. Как правило, таможенная стоимость равна цене сделки (п. 1 ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров от 25 января 2008 г.). При невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки таможенная стоимость может быть определена другими методами, описанными в статьях 6–10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров от 25 января 2008г.
Важно! Законодательством установлена обязанность уплатить пошлину дополнительно и в Китае, за вывоз товара из страны. Пошлиной не облагается только вывоз товаров, предназначенных для рекламы, образцов продукции, бракованных товаров и товара, за который не положено брать пошлину, согласно международному соглашению. Кроме пошлины, товар, предназначенный к вывозу, в Китае облагается НДС, величина его будет зависеть от суммы стоимости товара и пошлины.
Консультация была подготовлена в сентябре 2016 г.
Вы можете запросить актуализацию данной консультации или задать интересующий Вас юридический вопрос, обратившись к нашим юристам.
Мы оказываем широкий спектр юридических услуг как для бизнеса, так и для частных лиц. Подробнее об услугах и ценах вы можете узнать на нашем сайте.