24 декабря 1951 года французская газета "Франц Суар" вышла с мрачным заголовком "На глазах у детей перед Дижонским собором был сожжен Дед Мороз".
Приговор Дедушке вынесли священнослужители, которые сначала повесили его на воротах собора, а потом торжественно сожгли как еретика и самозванца.
В чем же обвиняли Рождественского Деда?
Прежде всего, его обвиняли в том, что он превращает Рождество в языческий праздник. Особенно священников возмущало, что "культ" Деда Мороза захватывает государственные школы, откуда постепенно вытесняются христианские рождественские символы.
В воскресенье в три часа дня Деда торжественно сожгли, а после казни было обнародовано официальное обращение.
Это было не просто зрелище, а символический жест. Дед Мороз стал искупительной жертвой. Правда в том, что ложь не может пробудить в ребенке религиозное чувство и ни в коем случае не является средством воспитания. Мы, христиане, должны в этот праздник по-прежнему славить Рождество Спасителя.
За всей этой мрачной церемонией наблюдало 250 приходских детей.
Что было дальше
Вся эта история с мученической смертью рождественского символа вызвала у большинства жителей Дижона искреннее возмущение, не зависимо от их вероисповедания.
Взрослые утверждали, что Дед Мороз дарит детям веру в чудо, которую они пронесут через всю жизнь, и бороться с ним нет никакого смысла.
В тот же день событие вышло на первое место в новостной хронике. Об этом написали все французские газеты. А на следующей день в мэрии Дижона Дед Мороз, видимо, чудом воскресший, уже раздавал детям подарки.
Почему Церковь была так недовольна
Дело в том, что до 1950-х Рождество в привычном нам варианте во Франции не отмечали. Это был церковный и семейный праздник, без пышно украшенных улиц и площадей и Дедов Морозов в каждом супермаркете, где они собирают у детей новогодние пожелания.
Но в это время Франция окончательно восстановилась после войны и заимствовала у США шумные рождественские гулянья, когда огромные суммы денег спускаются на украшения, открытки и подарки.
Церковь чувствовала, что главным на традиционном христианском празднике становится не родившийся Спаситель, а языческий старик в красной шубе, разъезжающий на оленьей упряжке.
Отсюда и возмущение. Почему же люди так рьяно защищали Деда Мороза? Вот это очень интересный вопрос.
Если верить Клоду Леви-Строссу, то ответ надо искать в древнейших верованиях и обычаях.
Почитать об этом можно в его статье "Казнь Деда Мороза", вышедшей в 1952 году. Ну, или в наших следующих выпусках;)
Вам также могут понравиться:
Куклы XIX века: как девочек приучали к рукоделию
Откуда берутся дети: версия людей Средневековья
Раз в крещенский вечерок девушки гадали... Способы гадания из викторианской Англии