Пишущим авторам обычно советуют в первую очередь обращать внимание на орфографию и пунктуацию. Но стилистические огрехи могут испортить впечатление даже от грамотно написанного материала. Разбираемся, какие речевые формулы засоряют текст и как с ними бороться.
Канцеляризмы
Канцеляризмы — слова и выражения, которые характерны для деловой речи и официальных документов. Там они уместны, но, когда дело касается постов в блоге, это затрудняет чтение. Знаменитая советская переводчица Нора Галь и вовсе называла бюрократический язык «мертвечиной». Чтобы не лишать свой текст жизни, избегайте:
- Во-первых, усложненных, расщепленных сказуемых. Вместо «им было принято решение оказать помощь» лучше сказать «он решил помочь».
- Во-вторых, отглагольных существительных: «умывание», «кормление», «укладывание» делают заметку о буднях молодой матери больше похожей на отчет органов опеки.
- В-третьих, клишированных выражений, обозначающих время действия: «в данный момент», «на текущем этапе» и так далее. От слова «данный» стоит в принципе отказаться: оно создает эффект карикатурной серьезности.
Повторы
Повторы могут быть частью авторского стиля: например, они характерны для прозы Чехова. Но обычно, если в соседних абзацах неоднократно используется одно и то же слово, это снижает качество текста. Чтобы избежать повторов, нужно понимать, какие слова находятся в группе риска.
- Прежде всего речь идет о простых глаголах: «был», «стал», «пришел», «сказал». Их можно заменять на более конкретные. Не «он был старым», а «ему исполнилось 90 лет».
- Вторая категория — местоимения. Если вы пишете текст от первого лица, не нужно раз за разом повторять: «я увидела», «я подумала», «мне показалось». И так понятно, что вы делитесь своими впечатлениями.
- Многие авторы злоупотребляют словом «очень», которое на самом деле редко принципиально меняет смысл высказывания. Между «часто» и «очень часто» нет большой разницы, и усилением можно пренебречь.
Считается, что верный способ избавиться от повторов — вооружиться словарем синонимов, но и тут нужно знать меру. Похожие по значению фигуры речи не должны быть вычурными. Иногда более оправданно два раза подряд сказать «холодный», чем заменить его на «пахнущий арктической свежестью».
Инверсии
Нарушение обычного порядка слов гармонично смотрится в поэзии, а в повествовательной речи создает ненужное напряжение и пафос. К инверсии можно прибегнуть, если вы сознательно хотите вложить в текст сильное чувство: «Меня с ума сводило ожидание» (вместо «Ожидание сводило меня с ума»). В остальных случаях лучше от нее отказаться. Чтобы упростить себе задачу, имейте в виду, что нейтральный порядок слов выглядит так:
- сказуемое идет после подлежащего: «Я сел на стул» (а не «Сел я на стул»);
- дополнение — после глагола: «Папа одолжил мне денег» (а не «Папа денег мне одолжил»)
- определяемое слово — после определения: «Солнечное утро» (а не «Утро солнечное»).
Просторечия
У бытовой, нелитературной лексики есть преимущество: она обладает яркой эмоциональной окраской. Порой уместно использовать выражения «пацаны» и «шпарит» — допустим, когда вы пишете очерк о провинциальном городе и хотите передать его атмосферу. Но в обзоре музыкальных новинок или подборке лайфхаков для тех, кто хочет вложить деньги в ценные бумаги, просторечия выглядят странно и чересчур игриво.
Прежде чем написать «берем толстенный кусок мяса», задумайтесь, к какому жанру относится ваш текст. Если это не дневник, ведущийся от первого лица в особом, нарочито сниженном стиле, а рецепт плова, правильнее обойтись без просторечной характеристики и сказать, сколько весит продукт.
Вводные конструкции
«Как правило», «по крайней мере», «одним словом» — с помощью этих выражений авторы стремятся добавить тексту «солидности». Ну, или сделать повествовательную манеру более плавной. На самом деле избыточные вводные конструкции отвлекают от сути материала, и их нужно строго дозировать.
Если в тексте о новинках косметики вам хочется написать «К счастью, крем отлично увлажняет кожу», задумайтесь, действительно ли вы испытываете по этому поводу счастье? Вносит ли вводная конструкция хоть какой-то дополнительный смысл в предложение «Короче говоря, покупать эту помаду я не советую»? Если нет, значит, от нее нужно избавиться.
Штампы и клише
Штамп — это слово или словосочетание, которое употребляется стереотипным образом. Раньше оно казалось метким и броским, но со временем стало признаком дурного вкуса. Убрать из текста штампы относительно несложно:
- Будьте конкретны и информативны. Вместо обтекаемого «на носу сдача проекта» назовите точную дату. Вместо обещания «обеспечить первоклассный сервис» опишите, какие именно услуги предлагает ваш бизнес.
- Докопайтесь до сути выражения. Когда мы говорим «жизнь бьет ключом», то имеем в виду, что в ней происходит много интересных событий. Почему бы просто их не перечислить — хотя бы коротко?
- Проявите фантазию и придумайте альтернативу. «Родиться в рубашке» может каждый, а вот в мифриловой кольчуге — единицы.
И помните: если какое-то словосочетание часто встречается в журналистских текстах или в постах блогеров, это не гарантия качества, а повод задуматься, стоит ли повторять за ними. В конце концов, выражение «набить оскомину» уже всем ее благополучно набило.
Подготовила Мария Смирнова