Найти в Дзене
Дзен для авторов

Долой штампы! Как очистить текст от дурного стиля

Оглавление
Иллюстрации Сони Коршенбойм
Иллюстрации Сони Коршенбойм

Пишущим авторам обычно советуют в первую очередь обращать внимание на орфографию и пунктуацию. Но стилистические огрехи могут испортить впечатление даже от грамотно написанного материала. Разбираемся, какие речевые формулы засоряют текст и как с ними бороться.

Канцеляризмы

Канцеляризмы — слова и выражения, которые характерны для деловой речи и официальных документов. Там они уместны, но, когда дело касается постов в блоге, это затрудняет чтение. Знаменитая советская переводчица Нора Галь и вовсе называла бюрократический язык «мертвечиной». Чтобы не лишать свой текст жизни, избегайте:

  • Во-первых, усложненных, расщепленных сказуемых. Вместо «им было принято решение оказать помощь» лучше сказать «он решил помочь».
  • Во-вторых, отглагольных существительных: «умывание», «кормление», «укладывание» делают заметку о буднях молодой матери больше похожей на отчет органов опеки.
  • В-третьих, клишированных выражений, обозначающих время действия: «в данный момент», «на текущем этапе» и так далее. От слова «данный» стоит в принципе отказаться: оно создает эффект карикатурной серьезности.

Повторы

Повторы могут быть частью авторского стиля: например, они характерны для прозы Чехова. Но обычно, если в соседних абзацах неоднократно используется одно и то же слово, это снижает качество текста. Чтобы избежать повторов, нужно понимать, какие слова находятся в группе риска.

  • Прежде всего речь идет о простых глаголах: «был», «стал», «пришел», «сказал». Их можно заменять на более конкретные. Не «он был старым», а «ему исполнилось 90 лет».
  • Вторая категория — местоимения. Если вы пишете текст от первого лица, не нужно раз за разом повторять: «я увидела», «я подумала», «мне показалось». И так понятно, что вы делитесь своими впечатлениями.
  • Многие авторы злоупотребляют словом «очень», которое на самом деле редко принципиально меняет смысл высказывания. Между «часто» и «очень часто» нет большой разницы, и усилением можно пренебречь.

Считается, что верный способ избавиться от повторов — вооружиться словарем синонимов, но и тут нужно знать меру. Похожие по значению фигуры речи не должны быть вычурными. Иногда более оправданно два раза подряд сказать «холодный», чем заменить его на «пахнущий арктической свежестью».

-2

Инверсии

Нарушение обычного порядка слов гармонично смотрится в поэзии, а в повествовательной речи создает ненужное напряжение и пафос. К инверсии можно прибегнуть, если вы сознательно хотите вложить в текст сильное чувство: «Меня с ума сводило ожидание» (вместо «Ожидание сводило меня с ума»). В остальных случаях лучше от нее отказаться. Чтобы упростить себе задачу, имейте в виду, что нейтральный порядок слов выглядит так:

  • сказуемое идет после подлежащего: «Я сел на стул» (а не «Сел я на стул»);
  • дополнение — после глагола: «Папа одолжил мне денег» (а не «Папа денег мне одолжил»)
  • определяемое слово — после определения: «Солнечное утро» (а не «Утро солнечное»).

Просторечия

У бытовой, нелитературной лексики есть преимущество: она обладает яркой эмоциональной окраской. Порой уместно использовать выражения «пацаны» и «шпарит» — допустим, когда вы пишете очерк о провинциальном городе и хотите передать его атмосферу. Но в обзоре музыкальных новинок или подборке лайфхаков для тех, кто хочет вложить деньги в ценные бумаги, просторечия выглядят странно и чересчур игриво.

Прежде чем написать «берем толстенный кусок мяса», задумайтесь, к какому жанру относится ваш текст. Если это не дневник, ведущийся от первого лица в особом, нарочито сниженном стиле, а рецепт плова, правильнее обойтись без просторечной характеристики и сказать, сколько весит продукт.

Вводные конструкции

«Как правило», «по крайней мере», «одним словом» — с помощью этих выражений авторы стремятся добавить тексту «солидности». Ну, или сделать повествовательную манеру более плавной. На самом деле избыточные вводные конструкции отвлекают от сути материала, и их нужно строго дозировать.

Если в тексте о новинках косметики вам хочется написать «К счастью, крем отлично увлажняет кожу», задумайтесь, действительно ли вы испытываете по этому поводу счастье? Вносит ли вводная конструкция хоть какой-то дополнительный смысл в предложение «Короче говоря, покупать эту помаду я не советую»? Если нет, значит, от нее нужно избавиться.

-3

Штампы и клише

Штамп — это слово или словосочетание, которое употребляется стереотипным образом. Раньше оно казалось метким и броским, но со временем стало признаком дурного вкуса. Убрать из текста штампы относительно несложно:

  • Будьте конкретны и информативны. Вместо обтекаемого «на носу сдача проекта» назовите точную дату. Вместо обещания «обеспечить первоклассный сервис» опишите, какие именно услуги предлагает ваш бизнес.
  • Докопайтесь до сути выражения. Когда мы говорим «жизнь бьет ключом», то имеем в виду, что в ней происходит много интересных событий. Почему бы просто их не перечислить — хотя бы коротко?
  • Проявите фантазию и придумайте альтернативу. «Родиться в рубашке» может каждый, а вот в мифриловой кольчуге — единицы.

И помните: если какое-то словосочетание часто встречается в журналистских текстах или в постах блогеров, это не гарантия качества, а повод задуматься, стоит ли повторять за ними. В конце концов, выражение «набить оскомину» уже всем ее благополучно набило.

Подготовила Мария Смирнова