В девяностые годы, когда стало «можно», в России появилось некоторое (не сказать: большое) количество белогвардейской мемуарной литературы. Обстоятельство это, безусловно, положительное. Слишком долго мы пользовались лишь однобокими и чаще всего дурного вкуса книгами красных командиров.
Но волна пошла в обратную сторону. Белых генералов стали идеализировать, превозносить, цитировать. Люди они, конечно, были интересные, мысли излагали часто симпатичные, идеалистические. Было за что похвалить и чему посочувствовать.
Хотя и на этом общем фоне отдельные генералы, так сказать, подставлялись. Например, А.В. Туркул, чьи мемуары «Дроздовцы в огне» на западе вышли еще до второй мировой, а у нас лишь в девяностые.
Антон Васильевич Туркул (1892-1957) сам не из крупных белых военачальников. На момент Октябрьской революции всего лишь штабс-капитан. С другой стороны и такие более крупные фигуры Белого движения как Пепеляев или Семенов тоже до революции ходили в обер-офицерах, а в гражданскую стали известными генералами.
Туркул настолько известным не стал, хотя и командовал одной из самых именитых белогвардейских дивизий – Дроздовской. Правда, уже на завершающем этапе, во врангелевском Крыму.
Не само по себе участие в Белом движении, не расстрелы пленных или что-то еще бросает на имя А.В. Туркула темное пятно. Куда хуже его поведение в Великую Отечественную войну. Он довольно тесно сотрудничал с немцами и одно время даже примыкал к организации Власова. Тем не менее в СССР выдан не был и кончил свои дни в Западной Германии.
Его мемуары «Дроздовцы в огне», значительно обработанные профессиональным литератором, рассказывают о боевом пути Дроздовской дивизии. С момента ее зарождения в Бессарабии и до эвакуации из Крыма.
Книга «Дроздовцы в огне» не является цельным произведением. Она состоит из набора очерков. В общем плане они все-таки выстроены в некоторое подобие хронологического порядка. Это означает, что первый очерк о 1917 годе, а последний уже о конце 1920. Внутри же наблюдается каша, в которой последовательность событий скачет друг через друга.
Отдельные очерки мало связаны друг с другом сюжетно или хронологически. Это отдельные зарисовки либо определенных боев, либо посвящены отдельным офицерам, событиям или даже чему-то из личной жизни самого Туркула. Всего 24 очерка-рассказа.
Они ценны демонстрацией определенного умонастроения пусть не всего белого офицерства, а лишь дроздовцев. Думается, эти умонастроения можно смело экстраполировать на больший круг белых.
Что за настроение? Его нетрудно передать вкратце. Прежде всего, настоящая Россия – белая Россия. Только то, что осталось по эту линию фронта. Все кто на стороне большевиков не воспринимается не только как люди русские, но даже как люди вообще. Автор (или его литературный обработчик) так и пишет: человеческая икра. Которую белые давили-давили, давили-давили да не выдавили.
Россия Туркула – это страна аккуратных барышень, фланирующей по бульварам интеллигентной публики, балов, дворянских собраний. В ней нет места грязному крестьянству или дурно пахнущим рабочим. Понятным для молодежи языком: гражданская война по Туркулу – это когда белые эльфы воюют против орочьей орды.
Да, вопросов к такой позиции очень и очень много. Задать их может любой. Только никто на них не ответит.
Ну, например. Самое простое. Если автор в каждом очерке описывает по несколько успешных для белых боев, то как они вообще проиграли? А описания знаете еще что напоминают? Украинские сводки из Донбасса. Дескать, сегодня уничтожена гора сепаратистов (в книге: красных), у нас один убит, двое ранено. Чего ж тогда проиграли-то? Молчит белая Русь, не дает ответа.
Или если с этой стороны фронта такая уж прямо настоящая Россия, а там шобла, то почему шобла вся в армии, а у белых офицеров в тылу куда больше, чем на фронте? Что за пассивный настрой? Мол, пусть за нас Россию очистят от скверны. Сначала царскую Россию так на заднице просидели, а потом и белую спустили в отхожее место.
Интересны в книге Туркула «Дроздовцы в огне» и более мелкие, но вполне конкретные факты. Расстрелов касаться не буду. Есть тут они и даже в большом количестве.
Но вот, скажем, карьера белого офицера. Сам Туркул, штабс-капитан русской дореволюционной армии начинает гражданскую в должности фельдфебеля. То есть командира взвода. Потом принимает роту, батальон, полк и так за пару лет добирается до дивизии и генерал-майорских погон.
Конечно, пока полки состояли из одного офицерства, пока взводами командовали поручики-капитаны, ротами подполковники, а батальонами уже генералы, тогда белая армия щеголяла выправкой и доблестью, которые не снились и царским войскам.
Тогда Добровольческая армия (если термин «армия» применим к отряду в четыре тысячи человек) могла разгонять перед собой «человеческую икру». Но позже, когда и добровольцы стали уже не те, и «икра» стала уже регулярной армией, настал кирдык этому показному лоску.
Только вот атмосферу полного упадка, того самого «кирдык» Туркул почему-то передавать отказывается.
Скачать книгу: https://yadi.sk/i/gqmz5X6xsXHpX
-----------------------
Автор материала:
Владимир Полковников