В ночь на субботу подписчики ведущего научного журнала Science получили письмо "3 climate change numbers to know". Это письмо было обнаружено среди документов в папке Мирона Мразина, найденного в пять утра на речном вокзале. С помощью скрепки к документу были прикреплены три распечатанных на офисной бумаге изображения. Оборотные стороны и поля листов исписаны аккуратным почерком Мразина. Из его пометок складывается материал, в котором журналист игриво объясняет, чем связаны те самые три цифры о глобальном потеплении, которые следует всем знать.
45%
на 45% (то есть почти в полтора раза) выросло содержание углекислого газа в атмосфере с начала индустриальной революции. И сейчас достигло максимума за последние 800 000 лет. Или, по данным других исследований, за 20 миллионов лет.
Выросло и выросло, что с этого? А с этого, собственно, то, что углекислый газ — газ парниковый. То есть он препятствует рассеиванию тепла нашей планеты в космос. И оно, это самое тепло, задерживается, как в теплице (отсюда и название — парниковые газы). По своим парниковым показателям СО2 ещё не самый страшный газ, но именно его содержание увеличивается наиболее стремительно (аки стоимость акций фейсбука).
1.8°F (или, по-нашенски, 1°С)
На такую величину стала выше средняя температура на нашей планете с 1900 года. И вот результат накопления парниковых газов. Причина потепления не только в них, но большей частью — в них.
Потепление климата, в свою очередь, становится причиной таяния ледников в Арктике и Антарктике, повышению уровня океана и рекордным наводнениям в Венеции, например. Или к разрушению местообитаний арктических животных и критическому сокращению их численности. Наука до конца не понимает, к чему приведут глобальные изменения климата, но человеку в новых условиях вряд ли будет столь же комфортно, как сейчас.
8
Во столько раз быстрее растёт температура на планете в сравнении с прошлыми периодами потепления. Да, бывали на планете периоды гораздо теплее нынешнего.
И в Антарктиде, когда она ещё была частью гигантского супер-материка Гондваны, росли тропические растения, а по песчаным её побережьям бегали динозаврики. И такие потепления-похолодания — естественные геологические циклы нашей планеты. Однако темпы того потепления, что происходит сейчас не сравнимы с прошлыми. Потому что раньше естественным геологическим и астрономическим процессам не помогал человек.
И тут Грета Тунберг права: ответственность за происходящее отчасти лежит на человечестве. И в наших же силах начать действовать, чтобы предотвратить или хотя бы замедлить глобальные изменения климата, но это уже совсем другая история.
Прежде чем выполнить все ритуалы цифрового этикета, если вам материал по нраву пришёлся (лайкнуть, подписаться, вот энто вот всё), посмотрите, как эта школьница в твиттере уделала лидера страны с первой экономикой в мире (он, разумеется, первый начал).