Найти в Дзене

Государевы дороги: исторические параллели северных меридианов

С Виталием Герасименко, Дмитрией Луккоевым

Исторический очерк

Карта Северо-Западного Федерального округа
Карта Северо-Западного Федерального округа

Содержание.

Вступление. Пушки с «Единорога»

Глава Первая. Север

Глава Вторая. Россия и Швеция, Петр Первый и Карл Двенадцатый

Глава Третья. «Преходя крутостью Онежских гор…»

Глава Четвертая.

Во главе похода - Петр

6. Глава Пятая. Между двумя эпохами. «Все здесь спит мертвым сном…»

7. Глава Шестая. «То Беломорский смерть-канал…»

Заключение

9. Источники

Цель работы – сравнительный анализ строительства Осударевой дороги в Петровскую эпоху и Беломорско-Балтийского канала имени Сталина в 1931 – 1933 годах, цели, методы, значение.

Вступление.

Пушки с «Единорога»

Пушки Олонецкой губернии в Музее Промышленной истории Петрозаводска. Интернет-источник, обработка
Пушки Олонецкой губернии в Музее Промышленной истории Петрозаводска. Интернет-источник, обработка

Совершенно случайно, роясь в электронных архивах "Олонецких Губернских Ведомостей " (1877 год, N 72), мы обнаружили одну удивительную историю...

В ноябре 1760 года у острова Хиттерен близ норвежского Трондхейма потерпел крушение российский трехмачтовый военный корабль с фантастическим названием "Единорог".

Еще через сто лет, основываясь на народной молве о затонувшем корабле, норвежское общество водолазов организовало поиски на дне морском. Они подняли на поверхность 200 пудов свинца, несколько якорных цепей и 12 якорей, некоторые предметы и ...96 пушек!

На пушках имелись латинские надписи: «Olonec, 1715» и «Voronez, 1715». Как мы знаем, так от начала (с 1706 года) маркировалась продукция пушечных петровский заводов.

Норвежцы предложили русским властям выкупить часть найденного. Так стала известна история "Единорога".

Сравнительно небольшое судно, вооруженное 22 орудиями, должно было переправить из Кронштадта в Архангельск пушки для строящихся там судов. Командовал кораблем моряк, «корабельный секретарь» Василий Булгаков.

Кораблю, для того чтобы попасть в Архангельск, нужно было пройти вдоль побережья Норвегии, затем Баренцевым и Белым морями.

Это был путь, полный опасностей. "Загнанное штурмом", штормом, судно наконец стало на якорь у острова, но через три дня было выброшено на берег.

Почти вся команда, в том числе капитан корабля, погибла. Несколько человек уцелели и храбро отстаивали казенное имущество, которое им удалось вынести с выброшенного на берег корабля. Норвежским властям даже пришлось взять моряков под свою защиту от грабителей-мародеров.

И все-таки самым загадочным в этой истории было то, что попасть в Архангельск из Кронштадта тогда было возможно только обходным  путем вокруг Северной Европы. Интернет-источник
И все-таки самым загадочным в этой истории было то, что попасть в Архангельск из Кронштадта тогда было возможно только обходным путем вокруг Северной Европы. Интернет-источник

Водного пути, который бы соединял внутри России Балтийское море и Северный Ледовитый океан, Петербург и Архангельск, Онежское озеро и Белое море, еще не существовало.

Строительство канала было задачей для будущих поколений.

Глава Первая.

Север.

На Осударевых маршрутах. Фотография авторов. 2018 год
На Осударевых маршрутах. Фотография авторов. 2018 год

Суровый Север хранит много тайн.

И не сразу открывается исследователю.

В дальней дали лет сюда, на Север, протянулись две тропы.

Одна вела из Северной Европы, это была тропа викингов, голландских и английских мореплавателей, купцов и авантюристов, в поисках выгоды, удачи и власти и в силу любознательности первооткрывателей.

Норвежец Отер или Охтер из «Галголанда» в 9 веке первым разведал морские границы Севера. За ним потянулись его сподвижники-викинги, от которых местные племена учились мореходству и судостроению, благо леса и рыбы, а также зверя морского было в достатке.

В 1553 году Великий Штурман Англии Себастиан Кабот снарядил экспедицию из трех кораблей на Север, одним из которых управлял Ченслер.

Ченслеру принадлежит честь первого плаванья иностранцев в Белом море.

Виллем Баренц, «гражданин амстердамский и опытный мореход», исследовал «Мурманское», ныне Баренцево, море в 1594 году.

Экспедиция Баренца. Интернет-источник
Экспедиция Баренца. Интернет-источник

Вторая тропа шла с юга, она была протоптана ногами богомольцев и отверженных.

С каждым новым шагом осваивая эти суровые земли, по ней шли новгородские торговцы, трудники и ратники.

Невоинственные северяне сделались лёгкой добычей предприимчивых новгородцев.

Богатые и знатные оседали южнее, беднейшие отправлялись дальше на север, по течению рек...

При князе Ярослав Мудром первопроходцы отправились за таинственные ..."железные врата", которые историки ищут от Урала до Дербента, в то время как в Белом море есть два пролива с таким названием, один из них - у Соловецких островов.

Есть упоминания, что к XVI веку новгородцы добрались до Новой Земли.

А между этими привольными морскими и сухопутные тропами мелькали тропы саамов, следы оленей...

Как удивили, должно быть, иноземцев триста вырезанных из дерева самоедских идолов! С окровавленный ртами и глазами, грубой работы, изображавших мужчин, женщин и детей - мольбище на Болванском Носе острова Вайгач, которое неизменным оставалось в течение сотен лет.

Но на смену языческим верованиям приходила религия.

В XII веке в устье Двины Заволоцкой возник первый северный монастырь Михаила Архангела.

В 1227 году Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, "крести множество карел, мало не все люди", сообщает Лаврентьевская Летопись.

А «Калевала» оставила нам имена земель, которые со временем или уходили в легенды или превращаясь в государства: Вяйнела, Похъела, Корела, Ингрия...

Это были богатые земли, но богатые по-своему: лес, камень, пушнина, металл.

И люди, которые оставались здесь, были особого склада.

Хваткие, суровые, мудрые.

Карельские путешественники создали свой Великий путь - Меховой. И он был важен не менее пути из варяг в греки.

Великий Меховой путь начинался из Ладожских шхер, от селения Хийтола, и по нему можно было добраться и до Ботнического залива, до финской Саймы, и до Кеми, стоящей у Белого - Студеного моря.

За торговцами-новгородцами вглубь северных территорий двинулись пустынники.

Один за другим выросли на северной земле монастыри.

Самым трудным и дальним был путь на Соловки (1436 г.), но тропа была проложена, и каких только богомольцев она не перевидала на своем веку. В 1627 году был составлен первый чертеж пути из Онежского озера в Белое море («Книга Большому Чертежу»).

Вода соединяла, суша разъединяла. Племена сплачивались в народы, народы в державы. За обладание Севером начали вести войны. Достигла своего могущества великая мореходная Шведская держава.

Но на востоке у неё вырастал мощный соперник.

1240 и 1242 годы стали годами триумфа этой державы-соперника, и как не пытались шведские воинства покорить себе этих непонятных врагов, они давали смелый отпор. И только Времена Смутные давали шведами преимущество.

Так, за сто лет до Петра, Россия подписала Столбовский мир, по которому лишилась выхода к Балтике, потеряла контроль над Карелией, а дальний Север совсем обезлюдел от бедствий, обрушившихся на него.

Только легенды и сохранившиеся названия в Приладожье напоминали о православных временах, но даже международные договоры не могли поставить на колени сплотившееся население. Северные земли стали местами сражений, живущих в преданиях народа.

Не забывал народ и старых богов…

Многие пытались вернуть эти земли назад, но удалось это только Петру.

По преданиям, именно в том месте, где состоялась битва, после которой князь Александр получил имя Невский, Петр основал новую столицу Российской Империи.

Прошло ещё два века.

Из великой державы Швеция превратилась - в сказочно благополучно страну, но - не играющую никакой роли в мировой политике.

А России в веке двадцатом пришлось сразиться с самым страшным врагом за всю историю человечества...

В военном деле есть такой термин: стратегия. Стратегически важный пункт, район. Это значит, что в случае военной опасности местоположение будет играть ключевую роль.

К таким стратегические важным относятся и дороги - сухопутные, железнодорожные, водные.

Природа щедро одарила Север водой. Лопари расстояния считали водами. Плыть в течение шести часов значило одну воду, или водь.

И на протяжении целых эпох люди мечтали о том, что когда-нибудь соединяться великие водные просторы Севера, моря Белое и Онего-озеро, Баренцево море и Балтика.

Для того, чтобы соединить или разъединить сушу, люди придумали каналы - искусственный сооружения, стратегические важные водные артерии.

Их строительство требовало невероятных затрат, каналы иногда строятся десятилетиями.

Но…

У России всегда была неисчислимая рабочая сила.

И никогда не было времени на такое долгое строительство.

Глава Вторая.

Россия и Швеция, Петр Первый и Карл Двенадцатый.

Наверно, купцы, торговавшие на Севере, первыми стали раздумывать о канале, который соединил бы Белое море и Онежское озеро, Север и Балтику.

Но эту честь обычно отдают Петру.

…Шел второй год Северной войны.

Шведский король Карл, коронованный в 15 лет, мечтал о великой славе, ведь его воспитывали, как великого самодержца великой Швеции. Невероятно, но неонацисты считают Карла XII своим героем. В день его смерти они собираются в Стокгольме у его памятника.

 Карл XII, шведский король. Интернет-источник
Карл XII, шведский король. Интернет-источник

Население Швеции – 2,5 млн. чел.

Балтийское море – де-факто шведское внутреннее море.

В составе Швеции - Финляндия и Карелия (Корела, шв. Кексгольм), Ливония, Эстония, Ингерманландия, часть Норвегии, север Германии.

Швеция - второе по площади государство Европы, больше нее лишь Россия.

Россия.

Отсутствует регулярная современная армия. Ни военно-морского, ни торгового флота. Огромная страна отрезана от Балтики и Черного моря.

Единственный выход к морю - Архангельск на Белом.

Европейские страны в это время стремительно развивались и богатели. В Европе шла великая научно-техническая революция. Военно-техническое отставание России могло стать катастрофическим.

Но во главе России – Петр. Ему 28 лет. И он полон решимости все изменить.

В первой битве при Нарве русские теряют 10 тыс. человек против 700 у шведов.

Снег, бьющий русским в глаза, застит шведские позиции. Но русские настойчивы. Карл найдет потом русскую пулю в своем шарфе, она застряла в нескольких миллиметрах от сонной артерии.

Вместе с тем, шведы, видя намерение Петра укрепиться на Балтике, несмотря на «нарвскую конфузию», решают отвлечь его внимание угрозой Северу.

Они направляют свои силы к Архангельску.

Петр с войском идет на Север, но это известие вспугнуло и шведов.

Карл опасается действий молодого энергичного царя, и недаром.

В лето 1702 Петр предпринимает необычный военный маневр, споря с африканским полководцем Ганнибалом, прославившимся нападением на Рим с севера.

С неменьшим блеском Петр совершает переход из Архангельска через Белое море по Выгозеру к Онежскому озеру, а оттуда к побережью Балтики.

Петр Первый. Художник Август Толяндер.
Музей изобразительных искусств Петрозаводска. Интернет-источник
Петр Первый. Художник Август Толяндер. Музей изобразительных искусств Петрозаводска. Интернет-источник

Путь от села Нюхча до Повенца получил название Осударевой дороги.

По приказу Петра был разведение кратчайший путь, и его посыльный Михайло Щепотев прорубил шестиметровый коридор среди гор, топей и лесов, по которому армия в краткий срок была переброшена к новому театру военных действий.

Глава Третья.

«Преходя крутостью Онежских гор…»

Эпиграф.

«Много народу тут сгибло по его воле, -

- начал «сложный» разговор путешественник.

- Много! Ну, да и то сказать, кабы они не сгибли,

так и дело такое никогда не сделалось!..»

Майнов В. Н. «Осударева дорога в Повенецком уезде»

Приступая к изучению данной темы, мы обратили внимание на огромное количество мифов.

Была ли дорога?

Переправляли ли по ней корабли?

Зачем это было нужно? - задаются вопросами исследователи.

Поэтому разберёмся по порядку.

Построена дорога была для того, чтобы тайно переместить лучшую часть российской армии в Ижорию, в тыл шведским войскам, к району боевых действий. Карл в этот момент, ничего не подозревая, атаковал Краков.

Был ли факт строительства Осударевой дороги и перевода по ней Петровских судов?

Да.

Во-первых, в народе до сих пор сохранилось огромное количество народных преданий о Петре!

Всё они описывают строительство дороги и различные обстоятельства, сопровождавшие это.

Так, недалеко от Нюхчи, в 9 км примерно, есть «гора Щепотева».

Предание однозначно связывает название горы с производителем работ на Осударевой дороге. Рассказы разные, речь идёт о наказании, которому Петр Алексеевич, так зовут Петра Первого в преданиях, подверг его за плохое обращение с местным жителям. Многие предания были записаны безусловным авторитетом в этой области Елпидифором Барсовым.

Во-вторых, для нас важно мнение М. В. Ломоносова и предшествующих поколений историков, для которых не имело особого смысла что-то придумывать.

В отличие от современных ниспровергателей.

В-третьих, существует целый пласт известных документов, касающихся той эпохи, и время от времени историки и архивисты открывают новые, которые свидетельствуют, дорога была, переправа судов была!

Нужно отдать должное и тем исследователям, которые организуют экспедиции, находят средства, чтобы снимать фильмы на местности, и, будоража общественное мнение, не дают исторической памяти исчезнуть. В одной их таких экспедиций побывали и мы.

Флаг экспедиции над Нюхчей 2018  г.
Флаг экспедиции над Нюхчей 2018 г.

Экспедиция по Осударевой дороге проходила с 10.08 по 17.08 2018 года при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов. В ней приняло участие 25 участников из Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Республики Беларусь и других мест. Руководители Сергей Никулин, Юрий Русанов.

По сохранившийся части Осударевой дороги
По сохранившийся части Осударевой дороги

На реке
На реке

В ходе экспедиции было найдено два новых фрагмента дороги. Мы можем повторить вслед за Майновым: «Петрова просека видна и до сих пор, и гигантский след великого царя не зорастает и доныне».

Участники экспедиции восстановили найденный поклонный крест на мысе Вардия, заметив, что и три века спустя Петра творенье противится природе.

И в более ранние времена путешественники отмечала, что дорога еще видна. На Святую гору по Осударевой дороге совершают крестный ход, почему она и сохраняется. «В позднейшее время тракт этот принял несколько иное направление; но и до сих пор среди лесных пространств видны просеки, проложенные по плану Великого Преобразователя России…все это указывает на широкий план, который мог родиться только в голове государственного человека…»[1]

В редком издании 1845 года отмечается: еще целы лежащие по обеим сторонам дороги мостовины: «В Повенецком уезде заметны остатки дороги, проложенной по повелению Петра Великого, во время шведской войны, от Кемского уезда Архангельской губернии, мимо деревни Пулозеро, до самого Повенца. Длина дороги была 130 верст, а ширина три сажени. Признаками ее существования служат лежащие по обеим сторонам мостовины, от времени обросшие мхом; поперечные же все сгнили. Дорога это называлась царскою».[2]

У Вардегоры была царская пристань (Нюхча отстоит от берега на 8 верст), лес разнесло волнами, но две большие груды камней остались. Уцелевшие признаки царской пристани Максимов видел своими глазами, но только после того, как ему на них указали.

У путешественника 1791 года Челищева мы не нашли упоминания дороги. Скорее всего, волна интереса к дороге возникла в начале 19-го века с пожелания Александра Первого увидеть ее своими глазами. Этот царь побывал в Петрозаводске.

Мегорскому посчастливилось найти упоминание о документах «Повенецкой Городской Ратуши», обнаруженные неким исправником Малевинским, где говорится, что в 1774 или 1784 следы дороги были сняты на план; известный знаток олонецких старин Дашков тоже вскользь о них упоминает.[3]

Исследователи отмечают, дорога как бы вписана в естественный ландшафт, найдены варианты с наименьшими трудозатратами, что и сегодня расположение валунов по краям дороги указывает на ее ширину (6 м), а на болотах, где прошла просека, до сих пор пустоты.

Фотография авторов. Село Нюхча, 2018 г.
Фотография авторов. Село Нюхча, 2018 г.
Кораблик
Кораблик

Музей Хламной сарай и его экспонаты
Музей Хламной сарай и его экспонаты

В экспедиции были проведены работы по научному документированию участков маршрута, съёмка сферических панорам.

Возраст дороги с помощью дендрохронологического ( применяется с 1995 года), радиоуглеродного и биологического анализа датировали началом восемнадцатого века.[4]

Гати Осударевой дороги, как было заявлено на научной конференции, состоявшейся в декабре 2019 г. в ПетрГУ кандидатом географических наук С. П. Гриппа, датируются 1702 годом. Для переброски армии строились продольные, а для кораблей поперечные гати. Их было немного. Гати для кораблей сохранились хуже.

Суходолы лучше.

Из презентации С. Гриппа на конференции в Петр ГУ. Фото авторов
Из презентации С. Гриппа на конференции в Петр ГУ. Фото авторов

На Святой горе. Фотография авторов. 2018 год
На Святой горе. Фотография авторов. 2018 год

Петровские места
Петровские места

Первая публикация, указывающая маршрут «Осударевой дороги», была подготовлена к изданию Николаем Новиковым ещё в 1783 году. Есть документы, где о дороге вспоминают пленные шведы, которые потом работали на строительстве Петербурга.

Из документов открывается следующая картина.

Судоходство между Онего и Балтикой существовало естественным водным путем издревле, посредством реки Свири и Ладоги.

А Онего с Белым морем не соединяется. Но между ними есть много озер и рек, большая часть которых судоходна. Меж погостами-деревнями связь была всегда, люди общались, торговали, женились, и конечно, не обходились без налаженного веками сообщения.

Строя дорогу, Петр опирался на уже известный маршрут.

Разные историки называют два значения, дорога была либо в 174 версты (260 км), либо в 240 верст (320 км), это примерно как расстояние между Петрозаводском и Медвежьегорском. Поскольку осуществлялся переход большого количества людей, припасов, военной силы и судов, дорога была расширена и выглядела как широкая просека 6 м шириной.

Исследователи отмечают, что и сегодня расположение валунов по краям дороги указывает на ее ширину, а на болотах, где прошла просека, до сих пор пустоты.

Дорога была необходима для транспортировки войск и грузов в ходе Северной войны.

Движение по ней осуществлялась в обоих направлениях.

Петр, не владея реальной ландшафтной картиной будущего маршрута, заботился, - «...возможно ли тою дорогою без розчистки проехать конным с телегами, и не будет ли где на переправах чрез реки и болота какие остановки за мостами».

Разведать место были отправлены писарь И. Муханов и «блистательный бомбардир» М. Щепотев, сержант бомбардирской роты Преображенского полка.

«Наказная память» и «Статьи для ведома…» от 8 июня 1702 года, за подписью боярина Ф. А. Головина, предписывали М. Щепотеву, И. Муханову, А. Головкину и М. Волкову «…проведать…сухов путь…от города к Олонцу до Ладоги» и определить «...переволоки от урочища до урочища в дальнем же расстоянии, и на скольких верстах», чтобы «проходить его великого государя служилым людям безо всякие остановки».

Экспедиция Михаила Щепотева, «человека «несказанной отваги», прошла от Соловков до крепости Орешек, до входа в Неву со стороны Ладоги.

М. Щепотев уже в июле 1702 года докладывал Петру Первому: «…если дорога не вскоре надобна, можно сделать лучше Новгородской, а если для поспешания телеги в две, а ныне я делаю мосты телеги в три и больше, а дорогу чистят сажен по 5 и по 6-ти».

Флотилия Петра Первого еще стояла в Соловецком архипелаге в ожидании грандиозной операции, а на дороге развернулась грандиозное строительство, которое всеми тяготами своими легло на простой люд (неизвестный по именам, но некоторые сохранились: Яков Елфимов, Родион Поташев.)

Государева дорога. Художник А. Перевышко. Интернет-источник
Государева дорога. Художник А. Перевышко. Интернет-источник

Во-первых, начались реквизиции монастырских и мирских лошадей, телег и подвод для строительства новой, Государевой дороги.

Настоящая мобилизация!

Проводники и работный люд должны явиться со своими конскими припасами и харчами, плата же за работу - копейки (точнее, 40 копеек - алтын).

Людей призывают «в 702 и 703 году с лопских (лопарских, саамских) погостов, с «Соловецкой вотчины», с Каргополя, с Олонца и «со всего Поморья».

Дорогу, как и в наши дни это бывает, строят с двух направлений, на севере от Нюхчи, мыс Вардия на Белом море (Корабельную пристань у мыса Вардегоры строили сумляне, жители Сумпосада), и на юге, от Повенца, прославленного в веках своими мореходами.

Можно даже предположить, что строительство дороги велось методом народной стройки, каждой группе людей был определён свой участок для работы.

Так в наши дни поправляют дороги между деревнями, проходящие в лесу.

Территория Карелии - то, что на военном языке называется сильно пересеченной местностью.

Топи болот, болотные реки, горы - сельги, кряжи - скалистые хребты (Ветренный пояс и Масельский кряж), валуны, и конечно, - леса, леса, леса…

Осударева дорога. С картины художника В. Сурикова. Интернет-источник
Осударева дорога. С картины художника В. Сурикова. Интернет-источник

Войска буквально прорубались через леса и болота.

Интенсивность труда крестьян была немыслимой!

Вот основные виды работ.

- рубка лесов

- перевозки по дороге в обоих направлениях, по 2 и 3 раза за лето, тяжелые грузы и продовольствие

- строительство новых телег, саней, дровней

- конники ходят без перекладки седла (государские лошади «орлёные», то есть быстрые)

- уборка валунов, редколесья, пней

- засыпка болот песком и добывание этого песка, следовательно

- строительство мостов-переправ - настилом на столбах, настилом на столбах с проложенными валунами

При этом:

- работа и днем, и ночью

- продовольствование своими харчами

То, в каких условиях строилась дорога, мы ощутили на себе. Вот выдержки из нашего походного дневника: «Подъём в 6:00, 6:00 - идёт дождь, 7:20 - идёт дождь… ~10:00 - все дрова, которые собрали вчера, сырые, 11:00 - вышла на связь только одна группа "Море", группа "Поиск" не вышла на связь. 11:20 - замучили мошки, начали разжигать костёр сырыми дровами. Через минут 40-50 у нас получилось разжечь нормальный костёр, ~12:20 - пошёл дождь, мы начали укрывать костёр, дождь все лил и лил, костёр потух. 14.08. - начался ливень (просто лютый). Мерили глубину луж и одна была выше колена… я придумал хороший способ выливать воду из сапог (становишься в позу ласточки и подгибаешь побольше колено, которое на весу). Пели песни (у нас появились привычка петь песни, когда идём). Мы… шли, шли, шли, штаны на тот момент уже все промокли. И тут вот такая беда: тропа закончилась..» И еще из походного дневника: «Я лёг на камень и через некоторое время уснул».

-19

Зато мы ощутили на себе и то, что должны были чувствовать строители дороги, буквально, связь с космосом. Из дневника: «11.06 - Саня сказал, что сегодня Персеиды какие-то…(падали звезды), и мы взяли свои спальные мешки и разлеглись на территории, и когда видели падающие звёзды, мы орали: вот она, падающая звезда! Через час или два мы пошли спать».

Крестьяне больше всего жалели своих лошадушек, «лошадешек», как они говорили.

Лошади мрут от непосильного труда (по подсчётам исследователей, пала каждая четвёртая лошадь, остальные пришли еле живы, некоторые погибли в лесах, заблудившись), от бескормицы, - «от глада», от невыносимого зноя, хомуты и дуги были все истерты. Ведь на лошадях возят камень для закладки в ряжи, клетки мостов...

Наверно, были жертвы среди населения, но о них в документах не прописано или документы пока не найдены

Крестьяне все чаще отказываются идти на какие-либо работы, связанные с Осударевой дорогой, всеми правдами отписываются от восстановительных работ на дороге, когда начали гнить бревна, рушится мосты.

Мосты же были таковы, что «поднимали буяры» - то есть удерживали суда.

С другой стороны, северный характер звучит в ответе одного из жителей на вопрос путешественника и писателя Майнова, много погибло ли, - да, много, но ведь и так бы народ помер, а тут - ради дела.

Число работников определяют в 1200, некоторые исследователи - в пять тыс. человек. Количество перемещенных войск - в восемь тысяч человек.

И суда, которые перемещая по Осударевой дороге, также были.

Об этом прямо говорится в документах.

Крестьяне влекут некие «яхты и буяра» (буера).

Это отнюдь не шестидесятипушечные фрегаты, но военного характера суда.

Буер, например – судно голландского происхождения.

Буера (от нидерл. boyer) представляли собой одно- или двухмачтовые грузовые суда XVIII—XIX веков, предназначавшиеся для прибрежного плавания. Несли косые паруса. Характерной особенностью буеров являлись большие шверцы по бортам. Суда имели малую осадку, в результате чего могли использоваться на мелководье.

В составе российского флота суда данного класса появились в начале XVIII века, использовались преимущественно для грузовых перевозок. Отдельные представители буеров прослужили в Российском императорском флоте в качестве императорских прогулочных судов до конца XIX в.

И позднее по Осударевой дороге суда переводились. Так, уряднику Ивану Балтрукову было поручено вести яхту из Кольского острога (совр. Мурманск) и Нюхчи до Петербурга в 1709 году.

И конечно, неожиданное нападение сыграло свою роль. Пройдя по Осударевой дороге, русские внезапно появляются под цитаделью Нотебург на Ладожском озере и в октябре 1702 года штурмом забирают у шведов этот ключ к Балтике.

М. В. Ломоносов

«И промысл дал Тебе земли и моря ключ:

По их обширности распростирай Свой луч.

Нам сносны все труды и не ужасны смерти,

Лишь только бы Твоих врагов гордыню стерти,

Отечеству подать довольство, честь, покой

И просветить народ, как дух желает Твой».

***

«Уже нас, Государь, Твоими в запад персты

Врата для подвигов торжественных отверсты,

И промысл дал Тебе земли и моря ключ:

По их обширности распростирай Свой луч.

Нам сносны все труды и не ужасны смерти,

Лишь только бы Твоих врагов гордыню стерти,

Отечеству подать довольство, честь, покой

И просветить народ, как дух желает Твой».

На Заячьем острове Петр примерно через год заложил новую столицу, точнее, сначала крепость.

Пушки, якоря, другие изделия из чугуна и железа для строящихся кораблей были созданы на железоделательных заводах Олонецкого уезда.

Петр сам будет контролировать производство, не менее шести раз побывав в Карелии.

Вскоре в полную мощь заработают верфи на реке Сясь и в Лодейном Поле.

Историки-критики все никак не находят объяснения, откуда взялись корабли у Нотебурга.

И Осударева дорога - это признанное, документально обоснованное объяснение.

В итоге этой стратегической военной операции был завоеван выход России к Балтике и основан Санкт-Петербург, будущая новая столица государства. Россия начала укрепляться на балтийском побережье.

А на берегу Онежского озера начал отливать первые пушки Петровский завод.

Кто знает, не будь Осударевой дороги, не было бы и Петрозаводска?

Глава четвертая. Во главе похода - Петр

Автор до сих пор исследовал воспоминания путешественников XIX века. Целью было выяснить, упоминали ли они о строительстве дороги.

Однако в самом народе до сих пор сохранилось огромное количество народных преданий о Петре!

Автор, признаться, и сам не удержался и сочинил стихотворение о Нюхче, которое прочитал на встрече с жителями села.

…На вкус здесь вода другая,

И воздух свежее тут.

В этом месте гора Святая,

И в церковь, и в школу идут.

Народ здесь добрей и счастливей,

Сильней, и умней, - и хитёр!

Душою тут отдыхают,

Нюхчаночек славен хор.

Участники экспедиции ученые Екатерина Захарова и Галина Иванова провели интервьюирование 20 жителей села по вопросам топонимики. Местное население до сих пор использует термин "Государев ключ" - это насыпной холм, который специально сделали для царя. Он здесь отдыхал и обедал, лицезрел свое войско и отдавал приказы. Холм существует и поныне. "Гора Щепотева" связана с именем Михаила Щепотева, руководителя работ. А жители Нюхчи ходят охотиться и рыбачить по "Осударевой дороге" - так ее и называют. Вот только "корабельных" топонимов на местных картах нет ("Сухим путем к Повенцу". В Петрозаводске подвели итоги экспедиции по Осударевой дороге. [Электронный ресурс]: Российская газета. Режим доступа: https://rg.ru/2018/11/01/reg-szfo/v-petrozavodske-podveli-itogi-ekspedicii-po-osudarevoj-doroge.html ).

Чиновники от Петра по подполам прятались. Терпеть Петр не мог, чтобы барились люди, когда дело есть. Немчин один, который отлынивал, по приказу Петра в поварихи-стряпухи был определен. Натерпелся сраму, варя рыбницу (Майнов, Поездка в Обонежье и Корелу, с. 235).

Многие широко известные предания были записаны безусловным авторитетом в этой области Елпидифором Барсовым, мы о них не упоминаем в силу давнего бытования в научно-популярной литературе (Барсов Е. В. Петр Великий в народных сказаниях Северного края. Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3 / Сост. [И.] Благовещенский. - Петрозаводск: Губерн. тип. 1894. – С. 187-194).

Народ Петра любит. Зовет, как во всеми любимом фильме – Осударь-Батюшка, Надежа-Осударь. Помнит, что через залив Выгозера стоял мост Петра. Как Петр, крестя младенца из бедной семьи, - «от людей ему горше будет», - влил младенцу капельку своей анисовки.

Музей Саардама (Зандана). Портрет неизвестного в мастеровой одежде, в котором видят изображение Петра Первого времен учебы плотницкому, морскому и военному делу в Голландии
Музей Саардама (Зандана). Портрет неизвестного в мастеровой одежде, в котором видят изображение Петра Первого времен учебы плотницкому, морскому и военному делу в Голландии

Петр рубит, подставляет катки, наводит мосты и других учит, выпьет анисовки и снова за дело берется, увлекая своим примером народ.

Интересен рассказ о встрече Петра с раскольниками, которые считали Петра Антихристом. Они именуют Петра Осударем так, будто других и не существовало; когда говорят о Петре, снимают шапку. «О царе не молитесь, но раба Божия Петра и его грехи в молитвах поминайте», говорит им Петр, требуя только, чтоб подати исправно платили. По словам Майнова, предание дышит правдой (Майнов, Поездка в Обонежье и Корелу, с. 340).

Однажды проливной дождь, туман не дали Петру посетить деревенскую церковь, видать Илья-пророк против, говорит Петр. Хохряк – так называют местные жители дождевые тучи. Петр откупается от старичков, которые зовут его помолиться вместе, червонцем (Майнов, указ. соч, с. 239). В раздумье Петр часто потряхивает своими черными кудрями. Кудри у Петра чистое добро (богатство). (Указ. соч., с.39) Кафтан царя горит золотом; золотые пуговицы – с вырезанными на них херувимами. (Максимов С. В. Год на Севере, с. 349)

На пути встретилась речка Пулозеро, бедовая речка, невозможно было посередке свайку вбить. Кто сунется с лодкой, Бог того невесть куда унесет. Петр долго приглядывался, а потом решился. И человек сто за ним решалось, барахтаются, а воды держатся. Петр проговорил: - «Эх вы, детки мои родные! Лиха беда первому оленю в гарь (в огонь, в пожар) кинутся».

У Нюхчи, а потом и везде по ямам (стоянкам), первую мостовину, благословясь клал сам. Вторую мостовину - сын. Это рассказали Майнову в Выгозерской волости на Корельском острове (Указ. соч., с.235).

В одном издании мы нашли упоминание о том, что Петр знал о сочиняемых народом историях и относился к этому сурово - не любил, считая уж слишком простонародными (Воспоминания о высочайших пришествиях Великого Государя Петра Первого, коими осчастливлен край, ныне составляющий Олонецкую губернию. Олонецкие губернские ведомости, 1841, № 27, с.149 ).

Глава пятая. Между двумя эпохами. «Все здесь спит мертвым сном…»

После Петра идея канала была основательно забыта.

Правительство заказало - и отвергло четыре проекта как негодные.

Шотландец на службе российского государства, студент Эдинбургского Университета, увезший в северные земли красавицу Изабеллу, подругу поэта Роберта Бернса, - начальник олонецких заводов в течение 12 лет, Адам Армстронг (1762? - 1818), задумал было проект канала, но от реализации пришлось отказаться.

Великая Екатерина была озабочена тем, чтобы внедрить в Олонецкой и Архангельской губернии второй хлеб - картофель, и видела в земляных яблоках гарантию от голодных неурожайных лет.

Но картофель стал приживаться в наших краях лишь через столетие.

Весной крестьяне на руках выносили на луга обессиливших от бескормицы овец и коз.

Еще Литке, знаменитый мореплаватель начало XIX века, отмечал трудности доставки хлеба в «русскую Лапландию».

Поэтому в XIX веке, рассуждая о канале, честные и сердобольные авторы пишут прежде всего об экономической значении канала, который свяжет Север с хлеборобными внутренними районами России.

Природные богатства Севера - минеральные, рудные, рыбные, к пунктам переработки не нужно будет вести кружным путем, вокруг Скандинавии.

Так, в статье из «Олонецких Губернских Ведомостей», за 1870 год, номер 36, цитируется «Рыбинский биржевой листок».

О важности и необходимости соединения Белого моря с Балтийским рассуждает неизвестный автор.

Во-первых, "водяные пути всегда сохраняют свое значение, несмотря на наличие железнодорожных путей".

Во-вторых, отмечается удобство и лёгкость соединения морей.

Изыскания по этому поводу производили неоднократно, и по поручению правительства, и частными кампаниями, то есть, канал важен как для частного бизнеса, так и в целях государственной политики. На канале использовались бы государственные суда и пароходы частных компаний.

Канал в 240 верст можно соединить с Мариинской системой, то есть с плодородными волжскими губерниями. Ведь население северных губерний голодает. Хлеб, провозимый по каналу, должен продаваться по пониженной цене.

«Недоимки и катастрофы, подобные голоду 1868 года, - в этом году в Повенце крестьяне просили милостыню у сборщика налогов! - доказывают, что «край не может существовать своими средствами».

Это важнейшее замечание. Карелия и сегодня - дотационный регион.

Неизвестный автор ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Канал нужно строить ради человека!

Один из выходов из бедности и нищеты - организация вырубки и сплава леса по каналу.

«Лесной промысел на Севере ещё не развит». Нужен сплав леса, нужен торговый флот.

Имеется не менее 7 млн. десятин лучшего строевого леса. Можно вести вырубки в соответствии с его годностью, не менее одного миллиона 200 тысяч «строевых дерев крупного размера», это позволит иметь прибыль (миллион серебром годового дохода), а лесу возобновляться естественным путем.

Большой спрос на такой лес есть за границей.

Рыбный и звериные промыслы с созданием канала получили бы новые стимулы для развития с увеличением рынков сбыта.

Рисунок из кн. Ф. Литке
Рисунок из кн. Ф. Литке

Ежегодно 12 тыс. богомольцев едут на Соловки, это ещё одна статья дохода.

Дали бы прибыль налоги за проход по каналу с торговцев, плата за подвоз хлеба на север Финляндии.

Прорыть канал надо таким образом, чтоб могли идти большие колёсные пароходы.

Автор - настоящий патриот - печется о государственном благе.

Так, военные перевозки на канале должны быть бесплатны. В случае войны частные компании передают канал и суда государству бесплатно.

Сообщение Петербург - Архангельск также способствовало бы развитию края. Будущность Белого моря автор связывает с развитием судостроению и мореплавания. Там, где сейчас пристань Сорока, появился бы центр рыбного промысла (Сорока сегодня - это г. Беломорск).

Об этом пишет и создатель самого известного проекта канала В. Е. Тимонов, на Онеге и Белом море по его идеям должны вырасти два крупнейших портовых города.

Интернет-источник
Интернет-источник

Честно говоря, мы искали в номерах за 1900 год упоминания о том, что проект канала был признан в мире. Дело в том, что в 1900 году на Всемирной выставке в Париже (для которой с десяток лет ранее была построена Эйфелевой башня) русский инженер путей сообщения Всеволод Евгеньевич Тимонов получил золотую медаль.

Именно за проект создания Беломорско-Балтийского канала.

Это был огромный успех русской технической мысли. Автор проекта словно заглянул в далекое будущее. Одна из его статей называется очень современно: «Виртуальная длина путей сообщения» - о протяжении идеального типичного пути, равного по стоимости эксплуатации данному пути.

Из проекта Тимонова, в обработке авторов
Из проекта Тимонова, в обработке авторов

Рисунки
Рисунки

Сохранились чертежи шлюзов, береговых внешних укреплений, очень напоминающих способы, применяемые при постройке мостов Осударевой дороги.

Проект оказался невостребованным.

Но о канале помнили. В «Олонецких Губернских Ведомостях», номер 11 за 1900 год, рассказывается, как к редактору газеты «Гражданин» явился загадочный олончанин с идеей соединения «водой Балтийского моря с мурманским берегом, где мы теперь строим порт на незамерзающей воде».

Речь шла о строительстве Мурманска, тогда его называли город Романов. Неизвестный олончанин мыслил очень дальновидно. Но мысль эта - не новая. «Может быть, она мелькнула уже в голове Петра Первого, когда он объезжал Олонецкий край?»

И это - грандиозная мысль, отмечает автор, ведь речь идёт о том, чтобы соединить Балтику - с Северным Ледовитым океаном.

«Даровитейшие наши моряки», среди них адмирал Шестаков, оценили идею строительства канала.

«Ключарь Балтийского моря» - германская империя.

«Наши суда на Финском заливе» находятся в зависимости от нее.

«Между тем, строительство водяного пути позволило бы судам в навигационный период двигаться без всякой оглядки к мурманским берегу, а оттуда в океаны, и в мирное и военное время».

Проблема тогда заключалась в деньгах.

Ведь строятся сибирский путь (Транссиб), манчжурская железная дорога, нужно помогать новым портам «на китайских водах» (скорее всего, речь идёт о Порт-Артуре).

И тем не менее автор заметки отмечает экономическую выгоду создания канала.

«Еще Петром Первым Олонецкий край был признан неистощимою сокровищницей металлические богатств для России, но с тех пор в этом крае все спит мёртвым сном».

«А сколько можно взять, если начать разрабатывать вместе с водяным путем руды и лес!»

Канал будет способствовать развитию края. «В Повенецком уезде за несколько столетий население не видело колеса», нет колёсных дорог. Напомним, под колёсным сообщением имеется в виду не автомобиль, не паровоз, а телега и лошадь.

В прошлом году в этих отдаленных волостях появилась опасность голода.

«Запасы хлеба были свезены в крайний пункт колесного сообщения».

«Затем здоровые и бодрые жители голодающих волостей, разбросанных на 200 верст, в количестве несколько сот человек, пришли к этому складу хлеба, взяли по мешку на плечи и под этой ношей отправились к себе домой, проходя свои 200 верст пешком».

Канал позволил бы избежать голода.

«В техническом устройстве ничего сложного нет, а значение громадное».

В других номерах «Ведомостей» уже петрозаводчане рассуждают о том, выгодно ли будет, если каналом пойдут норвежские суда, и стоит ли вообще рыть канал.

Время шло. Россия вступала в XX век и остро нуждалась в новой модернизации. Но это будут уже не реформы, жёсткие, энергичные, как в Петровской время, это будут меры «революционного воздействия». И, главное, канал будет построен для того же, для чего Петр строил Осудареву дорогу» Для переброски кораблей. Но все по порядку.

Глава шестая. «То Беломорский смерть-канал…»

Эпиграф

« - Дорого обошелся, - говорю я охраннику.

- Зато быстро построили! - уверенно отвечает он».

А. Солженицын. «Архипелаг Гулаг»

А вот теперь - стоп. Все, о чем писали прекраснодушные авторы века XIX, в веке XX нужно было забыть.

Да, XX век войдет в историю и как великая гидравлическая эпоха, время строительства каналов и плотин. В 1900 году почти не было дамб, высота плотины которых превышала бы 15 метров; в 2000 году более 45 000 плотин изменили течение двух третей всех рек на Земле. Сегодня гидроэлектростанции производят около 19 процентов электроэнергии мира. Объем аграрного производства вырос во много раз благодаря орошению. И Беломорско-Балтийский канал мог стать основой освоения новых территорий, ведь создание ББК дало жизнь Беломорску, другим городам от Белого моря до Онежского озера, Надвоицам, Медгоре, Сегеже.

Да, в начале XX века будет проложена северная железная дорога, которая сыграет важнейшую роль в освоении и развитии края. Но ради строительства канала ее отодвинут на некоторых участках.

То, что будет построено по пунктирам Осударевой дороги всего за 20 месяцев и войдет в историю под названием ББК, скорее будет напоминать именно предприятие Петра Первого.

Интернет-источник
Интернет-источник

Это будет новая Государева дорога - спешная, с неисчислимыми жертвами, только проложенная не с севера на юг, а с юга на север, но в тех же военно-стратегических целях.

Не с помощью телеги и лошади, а посредством человека и тачки.

«Человек с такой тачкой» сам «был похож на лошадь в оглоблях» («только еще лошадей вместе с заключёнными не жалеет Сталин и страна - а потому что это кулацкое животное, и тоже должно вымереть» - пишет А. И. Солженицын в книге «Архипелаг Гулаг»). Но вспомним, что в XIX веке в Повенце и лошадь-то была редкостью от бедности.

И вот (Государевы дороги!) – «миллионы километров колючей проволоки побежали и побежали, пересекаясь, переплетаясь, мелькая весело шипами вдоль железных дорог, вдоль шоссейных дорог, вдоль городских окраин. И охлупы уродливых лагерных вышек

стали вернейшей чертой нашего пейзажа и только удивительным стечением

обстоятельств не попадали ни на полотна художников, ни в кадры фильмов»...

Для сравнения: Суэцкий канал длиной в 160 километров строился 10 лет, а Панамский канал протяженностью 80 километров – 28 лет.

Н. Клюев. Интернет-источник
Н. Клюев. Интернет-источник

…Вереск, похожий на горящие свечи, ангелы, собирающие души умерших на суше и по болотным гатям, Выгозеро, чья волна плещет сукровицей, незримый город мертвых под водой, Китеж - таким увидел Беломорканал Н. Клюев, уроженец Олонецкой губернии.

«...И видел я: затеплил свечи

Плакучий вереск по сугорам,

И ангелы, златя убором

Лохмотья елей, ржавь коряжин,

В кошницу из лазурной пряжи

Слагали, как фиалки, души.

Их было тысяча на суше

И гатями в болотной води!..

О Господи, кому угоден

Моих ресниц улов зловещий?

А Выго сукровицей плещет

О пленный берег, где медведь

В недавном милом ладил сеть,

Чтобы словить луну на ужин!

Данилово — котел жемчужин,

Дамасских перлов, слезных смазней,

От поругания и казни

Укрылося под зыбкой схимой, —

То Китеж новый и незримый,

То беломорский смерть-канал,

Его Акимушка копал,

С Ветлуги Пров да тетка Фекла,

Великороссия промокла

Под красным ливнем до костей

И слезы скрыла от людей,

От глаз чужих в глухие топи.

В немеренном горючем скопе

От тачки, заступа и горстки

Они расплавом беломорским

В шлюзах и дамбах высят воды.

Их рассекают пароходы

От Повенца до Рыбьей Соли,—

То памятник великой боли...»

Автор этих строк будет расстрелян…

Сталин на канале. Рисунок по фотографии

В отличие от царских времен, новая - советская - власть взяла поистине рекордные темпы решения вопроса.

«С 1931-го года с центром в Медвежьегорске родился

БелБалтЛаг, которому предстояло в ближайшие два года прославить

Архипелаг во веки веков и на пять материков».

3 июня 1930 года было принято решение о строительстве канала, в июле 1931 года появились первые эскизные проекты, в августе того же года началось проектирование на местности.

Длина Беломорканала составила 227 километров. Сквозь скальный грунт.

Загроможденность местности валунами. Болота.

Было построено 19 шлюзов, создано более 100 сложных инженерных сооружений, а также более 2500 километров железнодорожных путей. Создание Беломорканала заняло менее двух лет (20 месяцев).

Беломорканал первой стройкой, где использовался труд заключенных.

На его сооружение не было выделено валюты, люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно поступали на «великую стройку».

«Если в 1923-м году на Соловках было заключено не более 3 тысяч человек,

то к 1930-му - уже около 50 тысяч, да еще 30 тысяч в Кеми. С 1928-го года

соловецкий рак стал расползаться - сперва по Карелии - на прокладку дорог,

на экспортные лесоповалы... Во всех точках Мурманской железной дороги от

Лодейного поля до Тайболы к 1929-му году уже появились лагерные пункты...», пишет Солженицын.

«Вся Пятьдесят Восьмая статья» хлынула на Север - освоить его и погибнуть.

Нафталий Аронович Френкель, турецкий еврей, до революции слывший «лесным королем Черного моря», стал начальником работ на канале, и считается автором идеи самоокупаемости канала. В годы НЭПа он приезжает в СССР и здесь по тайному

поручению ГПУ создаёт, как бы от себя, чёрную биржу для скупки ценностей и

золота за советские бумажные рубли.

И золото стекается в ГПУ. Затем – арест, Соловки, Кемь, Беломорканал. Френкель войдет в историю ББК, как один из организаторов массового уничтожения «каналоармейцев», наряду с Генрихом Ягодой, Берманом, Лазарем Коганом.

«Каналоармейцы» - так называли заключенных, брошенных в тюрьму по малейшим, или даже надуманным предлогам, по разнарядке.

Но писатели, во главе с М. Горьким посетившие стройку, повторяют нам «все бредовые слухи тех лет как историческую несомненность.

Что в заводских столовых травят работниц мышьяком; что если скисает надоенное в

совхозе молоко, то это - не глупая нерасторопность, но - расчёт врага:

заставить страну [пухнуть с голоду]» (Солженицын).

Но восемьдесят лет спустя родственники жертв все еще пытаются понять причины террора - на Интернет-форумах и рассказать о своих… Ведь мертвого имя назвать, все равно что вернуть его к жизни, писали на стенах египетских пирамид.

Федор Андреевич Горбачев, крестьянин, бывший железнодорожник,  осужденный за пропажу колхозного теленка. Умер на ББК, место смерти - 14 шлюз, январь 1942 года. Место захоронения неизвестно. На фото его супруга и дети, братья Николай  и Алексей. 30 годы XX века, лопская деревня Шуйская Чупа. Фотография из семейного архива.
Федор Андреевич Горбачев, крестьянин, бывший железнодорожник, осужденный за пропажу колхозного теленка. Умер на ББК, место смерти - 14 шлюз, январь 1942 года. Место захоронения неизвестно. На фото его супруга и дети, братья Николай и Алексей. 30 годы XX века, лопская деревня Шуйская Чупа. Фотография из семейного архива.

Наименьшее называемое количество погибших 12 000 - 25 000 человек. Норма хлеба была 500 гр в день, как великое благо заключенные вспоминают бутылки с горячей водой, которыми сначала согревались, обувью служили опорки или «шанхайки» – деревянные плашки, приматываемые к ногам.

«Говорят, что в первую зиму, с 1931 на 1932 г., сто тысяч и вымерло -

столько, сколько постоянно было на канале. После конца рабочего дня на трассе остаются трупы.

Снег запорашивает их лица.

Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так

замёрз. Кто-то застыл с головой вобранной в колени. Там замёрзли двое,

прислонясь друг к другу спинами. Это - крестьянские ребята, лучшие

работники, каких только можно представить. Их посылают на канал сразу

десятками тысяч, да стараются, чтоб на один лагпункт никто не попал со своим

батькой, разлучают. И сразу дают им такую норму на гальках и валунах,

которую и летом не выполнишь. Никто не может их научить, предупредить, они

по-деревенски отдают все силы, быстро слабеют - и вот замерзают, обнявшись

по-двое. Ночью едут сани и собирают их. Возчики бросают трупы на сани с

деревянным стуком.

А летом от неприбранных вовремя трупов - уже кости, они вместе с галькой

попадают в бетономешалку. Так попали они в бетон последнего шлюза у города

Беломорска и навсегда сохранятся там» (Солженицын).

В годы Великой Отечественной войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения: южная его часть была уничтожена. Также сильно пострадали маяки и посёлок Повенец. Произошло это потому, что во время войны западный берег канала был захвачен финнами. В 1944 году советская сторона взорвала 7 шлюзов Повенчанской лестницы. После завершения войны повреждённые объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Навигация на канале продолжается около полугода. Объем перевозок, особенно с «реорганизациями» Беломоро-Онежского пароходства, невелик.

Интернет-источник
Интернет-источник

«Тут норма [два кубометра гранитной скалы разбить

и вывезти на сто метров тачкой!]»

«Понуждала ли Сталина дотошная экономическая или военная

необходимость? Дойдя до конца строительства, мы сумеем уверенно ответить,

что - нет. Раскалял ли его благородный дух соревнования с Петром Первым,

протащившим волоками по этой трассе свой флот, или с императором Павлом, при

котором был высказан первый проект этого канала?"

Солженицын считает, что великие стройки Сталина были тем, чем были пирамиды для фараонов.

И все-таки, почему канал был построен так спешно?

Авторы военной теории выдвинули идею, что строился канал не для развития грузооборота, а в исключительно военных целях, притом только на один раз его использования, отчего и были даны немыслимо короткие сроки его стройки, исключающие качество постройки – будущее канала, его долговечность, не интересовала никого, лишь бы скорее его сделать. Это не совсем так.

Рисунок по картине художника  Налбандяна. Интернет-источник
Рисунок по картине художника Налбандяна. Интернет-источник

В 1933-м году был создан Северный флот для защиты наших арктических рубежей. Речь шла об усилении обороноспособности страны в условиях надвигающейся войны.

Северному флоту была передана часть кораблей Балтийского флота, подводные лодки. Балтийский флот оказался после распада Империи зажатым между Кронштадтом и Ленинградом. Помните ли, какую страну называл неизвестный автор «Олонецких Губернских Ведомостей» - «Ключарь Балтийского моря»?

Верно, Германию.

В год завершения строительства канала, 1933, у власти в Германии оказался Адольф Гитлер.

Германия начала подготовку ко Второй Мировой, а Гитлер, подобно Карлу, мечтал о захвате Европы и всего мира. У Германии был мощный флот.

Канал в этой связи приобретал важнейшее военно-морское значение.

Встал вопрос о пути перевода кораблей из Балтики на просторы Ледовитого океана.

Большие корабли в сопровождении эскадренных миноносцев этот переход, под видом маневров, смогли осуществить вокруг Скандинавского полуострова. Подлодки - нет.

По железной дороге их перевезти было немыслимо.

5 августа экспедиция по второй Государевой дороге прибыла в Мурманский порт. Операция по перетаскиванию кораблей из Кронштадта в Мурманск называлась ЭОН-1 (Экспедиция особого назначения № 1). Так было создано ядро Северного флота.

Фотография канала. Интернет-источник
Фотография канала. Интернет-источник

В сентябре 1933 года таким же образом из Кронштадта в Мурманск протащили вторую экспедицию (ЭОН-2) в составе эсминца «Карл Либкнехт», подводной лодки «Красногвардеец" (Д-3) и сторожевого корабля «Гроза».

В 1938 году протащили еще четыре подводных лодки Щ.

В 1939 году перегоняли четыре новых эскадронных миноносца и девять подводных лодок моделей Щ - М. Начальник штаба В. И. Платонов писал, что протаскивание через канал эсминцев проекта «7» оказалась весьма тяжелым делом. 17 сентября 1941 по каналу протащили еще восемь подводных лодок К, С, Л, прибывших из Ленинграда, где было построено много военных заводов на основе еще досоветских. Сейчас эти заводы носят «петровское» название «Адмиралтейские верфи».

Без этих кораблей война в Заполярье приняла бы совсем другой характер.

Памятник подводной лодке в Петербурге, Васильевский остров, Шкиперский проток,10. .Интернет-источник
Памятник подводной лодке в Петербурге, Васильевский остров, Шкиперский проток,10. .Интернет-источник

В Советской России подводный флот развивался интенсивно. На Сталина, по крайней мере, на первых порах, работали те же инженеры, что строили подводные лодки для Российской Империи.

К началу Второй мировой СССР имел самый крупный подводный флот.

На вооружении Советского флота стояли 211 субмарин. За время войны они потопили более 400 кораблей наших объединенных противников. И после войны канал служил транспортом подлодок, например, с ленинградского завода «Судомех», подлодка Б-67 была проведена каналом в 1953 году, с лодки был произведен первый в мире пуск баллистических ракет. Говорить об «одноразовости» канала нельзя. Благодяря ему осуществлялся и сплав леса, и перевозки минералов и руд. Временами на канале было занято до 25 процентов населения Карелии.

Есть довольно неожиданная теория, зачем «гидравлическая система» нужна была тиранам во все века. «Великие стройки» цементировали государственную систему. В этом смысле ББК олицетворял «индустриальную деспотию» и «систему бюрократически-государственного рабства», соединяющую «тотальную политическую власть с тотальным социальным и духовным контролем». Но за этими терминами прорисовывается главное: безопасность страны в условиях накаляющейся политической обстановки.

Заключение.

Хотим завершить наш очерк, как и начали, небольшой морской историей, из времен Петра Первого.

В 1718 году крестьянин-самоучка Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой изложил свои мысли по созданию подводной лодки. Лодка именовалась «потаенным судном», так как она должна была быть скрыта под водой и оставалась бы невидимой для потенциального врага.

Музей под открытым небом, Курортная зона Петербурга, город Сестрорецк, Петровская набережная
Музей под открытым небом, Курортная зона Петербурга, город Сестрорецк, Петровская набережная

«Потаенное судно», собранное из досок, медных листов и кожи, больше всего напоминало бочку. Тем не менее, Петр дал проекту ход.

Никонов, однако, довести дело до ума так и не смог. После смерти Петра изобретатель впал в немилость и о «Потаенном судне» забыли.

Сейчас подводный флот России - одна из основ нашей оборонительной системы. И, как мы увидели в предыдущей главе, Беломорский канал имел к нему непосредственно отношение.

Вот такие обнаруживаются параллели исторических эпох.

И все-таки они очень разнятся.

Помор Ломоносов пишет оду Петру, деяния Сталина восхваляет М. Горький, - но олонецкой губернии поэт Клюев в своей поэме «Разруха» выносит человеческий приговор ББК.

И Петр, и Сталин модернизируют Россию, но реформы и особенно революции – социальная, техническая - стоят неисчислимыми жертв.

Всегда в изученных нами историях внешний фактор играет негативную роль. Шведский король Карл или Адольф Гитлер подстегивают власть в России поторопиться с ответом на внешнюю военную угрозу.

В огромной России дороги в силу самой природы приобретают государственное значение.

Армия и флот остаются гарантами стабильного развития страны.

Народу нечего противопоставить государству. Несмотря на все тяготы, народ не отделяет себя от государства.

Алексей Федорович Горбачев, матрос Северного флота, 50 годы XX века. Его отец погиб на Беломорканале.
Алексей был одним из лучших матросов,
во время службы совершил героический поступок.
Алексей Федорович Горбачев, матрос Северного флота, 50 годы XX века. Его отец погиб на Беломорканале. Алексей был одним из лучших матросов, во время службы совершил героический поступок.

Газета Йокангьского района базирования «Знамя Родины» отмечала в 1956 году: «В сложных метеорологических условиях нужно был устранить неисправность в антенне. Выполнить эту работу вызвался старший матрос Горбачев. Воин поднялся наверх, исследовал место повреждения. Требовался труд нескольких часов. Старший матрос Горбачев привязался к мачте верёвкой, чтобы не сорвал сильный ветер, и приступил к работе. Исправлять антенну пришлось без рукавиц. К ледяному металлу приставали руки, но воин не обращал внимания. Главная цель у него в то время была с честью выполнить распоряжение командира. И с порученным делом старший матрос Горбачев справился. Он сделал всю работу даже раньше установленного срока».

Отец умер, работая в заключении на канале, проложенном ради создания Северного флота, на котором потом с честью служил сын.

Материал из семейного архива публикуется впервые. О дате и месте смерти отца Алексей Фёдорович узнал только в 1990 годы.

На жёсткие реформы в России оказывается способна только жестокая власть. Жизнь человека стоит мало, если речь идет об интересах государства.

Вторая Государева дорога, как и первая, имела, прежде всего, военно-стратегическое значение

Например, подводные лодки Северного флота, по натовской классификации «Зулу», принимали участие в операции «Анадырь».

Но «Беломорский смерть-канал», сыграв свою роль в укреплении обороноспособности, остался в памяти многих поколений семей как проклятие.

И все же... Мечтатель-самоучка Ефим Никонов стоит в одном ряду с Михайлой Шёпотевым, разведавшим для Петра путь по карельским лесам и болотам, с Василием Булгаковым - капитаном «Единорога», до конца стремившимся выполнить долг перед Россией, с тысячами безвестных строителей государевых дорог, простых крестьян.

Интернет-источник
Интернет-источник

Беломорско-Балтийский канал - помимо суровой истории «стройки коммунизма», гибели тысяч людей во имя идеи и безопасности страны, это все же и романтическая мечта о благе людей, о технике, которая принесет процветание, о взлете технической мысли, которая должна преодолеть социальные преграды на пути к всеобщему благоденствию.

Рафаэль. Аллегория Справедливости. Интернет-источник
Рафаэль. Аллегория Справедливости. Интернет-источник

Источники

Электронные источники

Александр Иванович Солженицын. Архипелаг ГУЛаг. Часть третья. Истребительно-трудовые. Глава 3.Архипелаг дает метастазы. [Электронный ресурс] Библиотекарь.Ру. [Режим доступа]: http://www.bibliotekar.ru/solzhenicin/20.htm

Андрей Сидорчик. Сталинская стройка по идее Петра. 10 фактов о Беломорско-Балтийском канале. [Электронный ресурс] АиФ. [Редим доступа]: http://www.aif.ru/society/history/45621

Беломорско - Балтийский канал. История строительства . [Электронный ресурс] LifeGlobe.net! [Режим доступа]: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=448

Государева дорога. Правда и вымысел. [Электронный ресурс] Национальное географическое общество. [Режим доступа]: http://www.rusngo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3034%3A2013-03-11-11-28-00&catid=265%3A2012-12-19-12-01-45&lang=ru

Клаус Гестве. Выстроенный на воде и крови. [Электронный ресурс] Гидротехнический архипелаг ГУЛАГ, 1931–1958 Варлам Шаламов. [Режим доступа]: https://shalamov.ru/research/61/10.html

Линдсей, Изабелла. [Электронный ресурс] Энциклопедия Бернса. [Режим доступа]: http://www.robertburns.org/encyclopedia/LindsayIsabellab1746.524.shtml

Романовы в живописи. Петр I и Карелия. Продолжение темы.

[Электронный ресурс] . [Режим доступа]: https://parashutov.livejournal.com/tag/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F

Плавания капитана флота Федора Литке вокруг света и по Северному Ледовитому океану (с илл.). [Электронный ресурс] Лит мир. Электронная библиотека. [Режим доступа]: https://www.litmir.me/br/?b=252896&p=4

Письменные источники

Вопрос о канале между Балтийским и Белым морями.

Олонецкие губернские ведомости, 1900 год, номер 11.

Гнетнев К. Карельская Голгофа. Как строили Беломорканал, - Петрозаводск: Острова, 2016.

Гнетнев К. Беломорканал: времена и судьбы. - Петрозаводск: Острова, 2008.

Кротов П.А. Осударева дорога 1702 года: Пролог основания Санкт-Петербурга

СПб.: Историческая иллюстрация, 2011. - 312 с.

Макуров В. Копонев В. Карибский кризис и Северный флот. Север, 2013 год, номера 5-6.

Михайлов А. Оператор Алексей Горбачев. Знамя Родины, 1956 год, номер 62, 30 мая.

Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы». - М.: ЭКСМО, 2010.

Олонецкие и воронежские пушки 1715 года на затонувшем в Норвегии корабле.

Олонецкие губернские ведомости, 1877 год, номер 72.

О важности и необходимости соединения Белого моря с Балтийским.

Олонецкие губернские ведомости, 1870 год, номер 39.

О мерах для развития промышленности на Севере России. Олонецкие губернские ведомости, 1872 год, N 11.

Платонов В. И. Записки адмирала. - М.: Воениздат, 1991.

Рассказов Л. Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках. Экономическая история: Ежегодник. 2002. - М.: Росспэн, 2003

Тимонов, В. Е. Морское строительное дело на парижской всемирной выставке и международном конгрессе по приморским сооружениям 1889 г. Журнал министерства путей сообщения, 1890 г., СПб., 1891.

Чухин И. Каналоармейцы. – Петрозаводск: Карелия, 1990.

[1] Круковский, М. А. Олонецкий край: Путевые очерки, с. 165-166

[2] Пушкарев И.И. Повенецкий уезд. Описание Олонецкой губернии. - СПб.: Издано Гедеоновым и Пушкаревым, 1845. - 110 с.: ил. - (Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях; Т. 1, кн. 3). - Ориг., с которого сделана эл. копия, хранится в Библиотеке КНЦ РАН. Источник: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=82#t20c

[3] Мегорский, Мегорский, В. П. Осударева дорога : библиографические справк , с. 17-20

[4] "Сухим путем к Повенцу". В Петрозаводске подвели итоги экспедиции по Осударевой дороге. [Электронный ресурс]: Российская газета. Режим доступа: https://rg.ru/2018/11/01/reg-szfo/v-petrozavodske-podveli-itogi-ekspedicii-po-osudarevoj-doroge.html